2006-06-06 15:09:49 Черноморский форум диалога и партнерства, прошедший вчера в Бухаресте по инициативе Румынии, задумывался как саммит. Но подлинной «встречи на высшем уровне» не получилось. В румынскую столицу приехала лишь четверка гуамовских президентов -- от Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы плюс глава Армении Роберт Кочарян, который скорее всего просто воспользовался удобным случаем продолжить трудный диалог по Нагорному Карабаху с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. Болгарию, Турцию и Грецию представляли министры, а Россию -- всего лишь посол в Румынии, да и то в роли «наблюдателя».
Формат российского участия, или лучше сказать неучастия, стал основной интригой форума. Сам российский посол в Бухаресте Александр Толкач был немногословен и на вопрос корреспондента «Времени новостей» о роли нашей страны сослался на официальную позицию российского МИДа. По мнению его главы Сергея Лаврова, «довольно абстрактные форумы с размытой повесткой дня, с попыткой охватить и Черное, и Каспийское, и Балтийское море на основе каких-то неестественных, оторванных от реалий критериев» «могут только либо отвлечь внимание от реальных проблем, либо политизировать реальную работу по решению реальных задач». Нынешний форум явно дублирует уже существующие Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и оперативную военно-морскую группировку «БЛЭКСИФОР».
Справедливости ради следует сказать, что идея форума возникла у румынского президента Траяна Бэсеску в декабре 2005 года в качестве альтернативы киевскому саммиту Сообщества демократического выбора, на котором, к удивлению румына, отсутствовала Россия. Вчера г-н Бэсеску заявил: «Румыния считает, что никакой процесс сотрудничества в черноморском регионе не может быть полным без существенного вклада России, и мы ждем, что Российская Федерация ответит на заинтересованность, проявленную нами, имея в виду щедрые ресурсы, которыми она располагает в различных областях». В конце пленарного заседания президент Румынии пригласил посла России присоединиться к участникам для выполнения «семейной фотографии». Президент Грузии Михаил Саакашвили тоже высказался за участие России в форуме и пообещал Траяну Бэсеску поговорить об этом с Владимиром Путиным во время встречи с ним в Санкт-Петербурге 13 июня.
Участники бухарестского форума подчеркивали, что считают его в отличие от ОЧЭС чисто политическим измерением черноморского сотрудничества. Президент Бэсеску даже озвучил идею создания Хартии Черного моря, в которой были бы закреплены основные направления сотрудничества и взаимодействия причерноморских стран.
В румынской столице были сделаны заявки на повышение степени доверия между странами региона и на содействие разрешению «замороженных» конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Другой аспект деятельности -- общеевропейский. С принятием Болгарии и Румынии в Евросоюз последний выйдет на берега Черного моря, и проблемы региона станут частью повестки дня ЕС. Все эти в общем-то не новые идеи содержались в выступлениях как основных участников, так и прибывших в Бухарест представителей ООН, ОБСЕ, Совета Европы и НАТО.
В тексте совместной декларации (по словам румынского президента, в его подготовку внесла «существенный вклад» и российская сторона «в качестве наблюдателя») нет ни слова о проектах альтернативных черноморских маршрутов по перекачке энергоносителей из Средней Азии и Каспия в Европу. Это, наверное, не случайно -- чтобы не дразнить Россию. И хотя румынские хозяева форума -- и президент, и министр иностранных дел -- неоднократно утверждали, что речь идет всего лишь о дополнительных магистралях на перспективу, которые не повредят интересам России, не эта ли тема объясняет сдержанность позиции России в отношении саммита.
В общей атмосфере недосказанности бухарестского мероприятия прозвучало и нечто весьма конкретное. Замсоветника президента США по национальной безопасности Дайер Кроуч объявил, что под Черноморский форум (обещающий стать регулярным) американская финансовая организация The German Marshall Fund создает фонд Black See Trust. Через него планируется выделять по 40 млн долл. в год на финансирование в причерноморском регионе структур гражданского общества и независимой прессы, в том числе путем выделения грантов.
|