Свобода слова на конгрессе |
| 2006-06-06 15:37:52 Вчера в Москве на 59-м Всемирном газетном конгрессе России строго указали на проблему в стране со свободой слова. Владимир Путин внимательно и почти бесстрастно выслушал доклад президента Всемирной газетной ассоциации Гевина О'Рэйли, лишенный накануне события предполагавшихся поначалу критических стрел, но сохранивший общий негативный фон. После чего глава государства ответил на критику в свойственной ему манере иронического неприятия.
В самом начале О’Рэйли поведал конгрессу о своей маленькой победе: его организацию жестко критиковали за решение провести мероприятие в Москве, поскольку существует «очень много разговоров» об угрозе свободе слова в России. Докладчик, как выяснилось, убедил противников идеи возможностью обратиться с конструктивной критикой непосредственно к руководству России. И призвал сидящего в президиуме Путина не относиться к его докладу как к нотации, отвесив тяжеловесный комплимент: «Нам очень приятно находиться в компании президента». Высокопоставленный слушатель едва заметно поморщился.
И было от чего. Глава ассоциации констатировал, что «в российской индустрии газет есть проблемы»: «В России широко распространена коррупция – продажа газет политикам и олигархам». Он также отметил невысокий профессионализм большинства российских изданий и низкий рейтинг доверия к ним населения. И тут снова прозвучало личное обращение к хозяину площадки: правительству необходимо «значительно улучшить политическую ситуацию, мистер президент». Адресат слушал доклад с каменным лицом.
О'Рэйли напомнил: Путин неоднократно говорил о приверженности развитию прессы и поддержке свободы слова, но до сих пор «существует скептицизм, действительно ли есть желание, чтобы СМИ стали независимыми, стали сильными игроками».
«Никто не может сказать, что все происходит именно так», – посетовал выступавший. И посоветовал государству как можно меньше контролировать СМИ. Напоследок О'Рэйли задал риторический вопрос: «Как можно говорить об объективном анализе, когда нет независимого телевидения, а многие газеты контролируются государственными структурами?»
12-минутное выступление Владимира Путина было омрачено небольшим инцидентом – группа молодых людей вдруг принялась разбрасывать листовки, пока их не скрутили и не вывели сотрудники ФСО. Президент ехидно поблагодарил предыдущего оратора за то, что конгресс собрался именно в Москве, «хотя вас кто-то отговаривал и даже запугивал», и констатировал, что Россия сделала осознанный выбор в пользу демократии, а ее гарантом движения по этому пути является именно что свобода СМИ.
«Мы собрались в зале, который когда-то назывался Дворцом съездов коммунистической партии, и сегодня, обсуждая здесь проблему свободы слова в достаточно критическом ключе, мы, хозяева, слушаем наших гостей. Совсем недавно, 10–12–15 лет назад, в это трудно было поверить», – сообщил Путин. И заметил, что россияне сделали свой осознанный выбор в пользу демократии, а свобода СМИ – «наше ценностное завоевание, закрепленное в Конституции России». В пример он привел российский закон 1991 года «О СМИ», признанный «одним из самых либеральных в мире».
Путин категорически не согласился с О'Рэйли в том, что государство наращивает свое присутствие в СМИ, отметив: «У меня другая информация». По его словам, все 53 тыс. периодических изданий в стране никак не проконтролируешь, «даже если бы захотели».
Что же касается низкого рейтинга доверия населения к большинству СМИ, то тут президент России саркастически подчеркнул: одними усилиями государства эту проблему не решишь. По его мнению, здесь необходимо ответственное отношение самих СМИ, работники которых вместе с тем с каждым годом все больше организуются и сплачиваются. Вокруг кого, он, правда, не уточнил.
Между Кубой и Непалом: кого и за что критиковал Всемирный газетный конгресс
Как правило, каждое подобное мероприятие сопровождается серьезной критикой в адрес той страны, где, на взгляд международных наблюдателей, свобода слова подвергается наибольшей угрозе. К примеру, на 56-м дублинском Всемирном газетном конгрессе пару лет назад таким государством стала Белоруссия. В пику президенту Александру Лукашенко прямо на церемонии открытия специальная премия «Золотое перо свободы за 2003 год» тогда была присуждена Жанне Литвиной – президенту белорусской ассоциации журналистов. Вручая награду, президент Всемирного форума редакторов Глория Браун назвала ситуацию, сложившуюся в Республике Беларусь со свободой слова, позором для Европы. Причина обструкции: накануне разбора полетов в стране был приостановлен выпуск 5 негосударственных газет.
В прошлом году Белоруссию вновь подвергли остракизму за ущемление прав журналистов – уже на аналогичном мероприятии в Сеуле. Президент Всемирного форума редакторов Джордж Брок назвал республику среди стран с «наиболее сложной ситуацией в области свободы слова». В списке париев фигурировали также: Ирак, Китай, Куба, Непал, Узбекистан, Туркменистан, Филиппины и ряд государств Центральной и Южной Америки.
Годом раньше, в 2004-м, в Стамбуле Газетный конгресс «наказал» таким образом Узбекистан, демонстративно обратившись к президенту страны Исламу Каримову с просьбой освободить оппозиционного журналиста Руслана Шарипова и разрешить ему выезд в Турцию на вручение ему «Золотого пера свободы». Кстати, в подобных случаях международное журналистское сообщество крайне редко критикует принимающую сторону. Похоже, ситуация со свободой слова в России для международных наблюдателей мало не продвинулась вперед по сравнению с конгрессом 2002 года. Тогда в Брюгге директор по проектам СНГ Европейского института медиа Джилиан МакКормак романтично заметил: «Пресса СНГ сродни канатоходцу, идущему по натянутому канату над минным полем во время грозы».
Сергей Варшавчик, Александра Самарина
|