2006-06-07 12:38:50 Вчера Иран наконец ознакомился с консолидированным пакетным предложением России, США, Китая и «евротройки». Драгоценную бумагу привез в Тегеран верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.
Ни сам г-н Солана, ни его собеседники -- секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Али Лариджани и глава МИД Манучер Моттаки -- не обнародовали содержание предложения. Иранцы лишь заявили, что оно нуждается в тщательном изучении, после чего Тегеран даст ответ.
По словам Али Лариджани, выдержанным в традиционном витиевато-расплывчатом стиле, предложение «содержит некоторые позитивные шаги и некоторые неясности, которые должны быть устранены». «Мы надеемся, что после того, как мы детально изучим данные предложения, состоится новый раунд переговоров для достижения сбалансированной и логичной договоренности», -- отметил секретарь ВСНБ. Иранский дипломатический источник сообщил «Времени новостей», что в Тегеране готовы обсуждать с мировым сообществом вопросы обогащения урана в промышленных масштабах, однако не намерены отказываться от права вести научно-практические разработки в ядерной сфере.
Хавьер Солана настроен оптимистично. Он назвал итоги поездки полезными и сообщил: «Предложение сейчас лежит на столе. Мы надеемся получить позитивный ответ, от которого выиграют обе стороны». Встретившаяся вчера в немецком городе Рейнсберг с президентом Франции Жаком Шираком канцлер Германии Ангела Меркель также призвала Тегеран согласиться на предложения.
В ожидании продолжения диалога нефть на мировых рынках уже подешевела почти на доллар. На Нью-Йоркской товарной бирже она стоила вчера 71,66 долл. за баррель. Эксперты не исключают дальнейшего падения -- до 60 долл. за баррель.
По данным «Времени новостей», в обмен на отказ Тегерана от самостоятельного обогащения урана ему предложены поставки одного или нескольких реакторов на легкой воде и атомного топлива для АЭС. В случае непослушания высшим руководителям Ирана для начала грозят визовое эмбарго и замораживание финансовых счетов.
Глава МИД России Сергей Лавров считает, что пакетное предложение «исключает применение военной силы» против Ирана. Сегодня это звучит особенно злободневно. Ровно четверть века назад, в ясный солнечный день 7 июня 1981 года, восемь истребителей-бомбардировщиков F-16 ВВС Израиля поднялись с военного аэродрома в находившемся тогда под израильским контролем Синае и уничтожили иракский ядерный реактор «Озирак» (или «Таммуз-1») к югу от Багдада. Ирак тогда находился на пороге атомной эры -- в реактор вот-вот должна была быть загружена первая партия ядерного горючего. Израиль утверждал, что целью режима Саддама Хусейна было скорейшее создание атомного оружия и нанесение удара по еврейскому государству. 19 июня 1981 года Совбез ООН принял резолюцию, в которой «решительно осудил совершенное Израилем военное нападение, являющееся очевидным нарушением Устава Организации Объединенных Наций и норм международного поведения».
В Израиле критику проигнорировали, поскольку и тогда, и сейчас там убеждены, что успешный налет на «Озирак» позволил ни много ни мало предотвратить новый холокост. Высокопоставленный израильский дипломат, пожелавший остаться неизвестным, сказал "Времени новостей", что у сегодняшнего Ирана та же цель, что была у Ирака 25 лет назад, -- создание атомного оружия и уничтожение еврейского государства. Впрочем, на подозрения в свой адрес иранский президент Махмуд Ахмадинежад вчера ответил словами: «Ядерной бомбе нет места в оборонной доктрине нашей страны». Правда, ему мало кто из ведущих мировых политиков верит.
|