"Газпром" смотрит на Запад |
| 2006-06-07 12:41:40 Итак, в своем вчерашнем выступлении на 23-м всемирном газовом конгрессе Алексей Миллер в качестве стратегической задачи компании указал обмен активами с иностранными партнерами. Несколькими днями ранее в том же духе высказался первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который по совсметительству также является председателем совета директоров ОАО “Газпром”.
Действия менеджмента «Газпрома» говорят о том, что компанию перестала устраивать роль простого поставщика сырья для ведущих мировых экономик. Теперь «Газпром» хочет получить доступ к газораспределительным сетям в других странах, что позволит увеличить прибыль компании за счет исключения посредников и углубления переработки поставляемого топлива непосредственно в странах-потребителях.
Атака по всем направлениям
О планах зарубежной экспансии газовая монополия заявляла уже не раз. Ее география охватывает весь мир: это и Европа, и Азия, и Африка, и Северная Америка. При этом цели на каждом континенте различны. Так, «по техническим причинам» взаимодействие с Северной Америкой возможно лишь на уровне поставок сжиженного газа. Зато в пограничный Китай «Газпром» намерен проложить газопровод. Заинтересован он также в прокладке газопровода между Ираном и Индией. В этом проекте российская компания уже сама готова выступить не продавцом газа, а посредником.
Особняком в планах «Газпрома» стоит Европа: здесь уровень влияния компании выше, чем где бы то ни было, поскольку Европа на четверть обеспечивается газом российской монополией и в перспективе эта доля будет возрастать. «Газпром» не устраивает нынешнее положение вещей, когда он поставляет газ в Европу по 200–250 долларов за тысячу кубометров распределительным компаниям, которые перепродают его конечным потребителям в полтора-два раза дороже. Поэтому руководство компании пытается получить долю в активах распределительных компаний, чему противятся власти европейских стран.
Нежелание европейцев допускать «Газпром» к своим распределительным мощностям дает повод для высказываний, подобных выступлению главы РСПП Александра Шохина, который заявил на прошлой неделе, что российского газа на всех не хватит. Несколькими неделями раньше председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер встретился с послами стран Евросоюза и заявил им, что в освоении европейских рынков его компания столкнулась с препятствиями, в связи с чем задумалась о переориентации на Северную Америку и Китай.
Свой портфель иностранных активов «Газпром» большей частью сформировал в середине 90-х годов. Именно тогда газовый монополист начал активно создавать совместные проекты с иностранными компаниями по строительству нефтепроводов, торговле и транспортировке газа. К настоящему времени «Газпром» владеет долями от 10 до 50% в компаниях «Газум» (Финляндия), «Овергаз Инк.» и «Топэнерго» (Болгария), «Eesti Gaas» (Эстония), «Stella Vitae» (Литва), «Югоросгаз» (Сербия), «Европолгаз» (Польша), британском консорциуме Interconnector Limited.
Внушительны успехи «Газпрома» и в странах СНГ. Так, в Армении и Молдавии «Газпром» владеет крупными пакетами акций в «Армросгазпроме» и «Молдовагаз», совместное с Казахстаном предприятии «Казросгаз» контролирует поставки газа на рынки Грузии. В то же время из-за противодействия местных властей пока что «Газпрому» не удается установить контроль над контролируемыми белорусским «Белтрансгазом» и украинским «Нафтогазом» трубопроводами, по которым российский газ транспортируется в Европу.
Европа на очереди
Закрепившись в Центральной и Восточной Европе, сейчас основное внимание «Газпром» уделяет Западной Европе. Так, недавно «Газпром» подписал соглашение с германским концерном BASF, по которому российская компания увеличила до 50% долю в газораспределительной «дочке» BASF – Wingas в обмен на 25% минус 1 акция голосующих и 10% привилегированных акций в ООО «Севморнефтегазпром» – операторе Южно-Русского месторождения. Кроме того, «Газпром» уже заявил о желании приобрести акции британской газовой компании Centrica и о возможной покупке пакетов акций немецких энергетических компаний. Упоминая о «новорожденных» проектах, стоит отметить продолжение «Голубого потока» в Сирию, Ливан и Израиль, проекты строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ), завода по производству сжиженного природного газа вблизи Санкт-Петербурга в кооперации с канадской Petro-Kanada. Последний проект может позволить «Газпрому» выйти на британский рынок сжиженного газа и потеснить Statoil и Hydro.
Несмотря на видимое обилие зарубежных активов, доступ к европейским газораспределительным сетям по-прежнему заблокирован. Специалисты считают, что вряд ли Европа захочет пойти на такие уступки, это может случиться только в том случае, если Россия на самом деле решится объявить газовый бойкот европейским странам, однако с политической точки зрения это вряд ли осуществимо. Однако премьер-министр Великобритании Тони Блэр уже заявил о том, что не будет чинить препятствий «Газпрому» в приобретении газораспределительных активов компании Centrica, так что, возможно, это можно считать хорошим началом «газотранспортной» экспансии.
Опрошенные «НГ» отраслевые эксперты сходятся во мнении, что поглощение зарубежных активов необходимо «Газпрому» не только в чисто экономических целях, но и для того, чтобы изменить схему взаимоотношений с зарубежными потребителями. «Я думаю, что интерес «Газпрома» к европейским активам связан в первую очередь с геополитическими изменениями в мире. В условиях нестабильности на мировом рынке энергоресурсов потребитель хочет иметь непосредственный доступ к ресурсной базе, а производитель – не опосредованный, а прямой выход на рынки сбыта. Покупая европейские активы, «Газпром» получает материальную гарантию своей востребованности в Европе», – отметил в беседе с «НГ» начальник аналитического отдела «БрокерКредитСервиса» Максим Шеин. По словам Дмитрия Мангилева из инвесткомпании «Проспект», у «Газпрома» есть экономические и политические возможности для поглощения иностранных активов. В свою очередь, аналитик «ФИНАМа» Тимур Хайруллин полагает, что «Газпрому», вполне возможно, удастся сливаться с западными компаниями по бартеру – акции иностранных активов в обмен на доступ к действующим российским газовым месторождениям.
|