2006-06-14 14:03:58 Российские чиновники практически ежедневно рассуждают на тему энергетической безопасности, однако это не мешает им устанавливать все более серьезные ограничения доступа иностранцев к недрам. На прошлой неделе замминистра природных ресурсов Анатолий Темкин обещал, что стратегическими месторождениями, разрабатывать которые могут лишь структуры, подконтрольные российским компаниям, в новой редакции законопроекта «О недрах» будут признаны участки с запасами газа 75 млрд кубометров (против предполагаемых ранее 1 трлн кубометров). А вчера глава ведомства Юрий Трутнев на Петербургском экономическом форуме сообщил еще более печальные для инвесторов новости. По его словам, к стратегическим он предлагает отнести запасы, превышающие 50 млрд кубометров газа. По запасам нефти планка также снижена -- со 150 (как записано в прежней редакции законопроекта) до 70 млн тонн. «Наши предложения уже внесены в правительство», -- цитирует г-на Трутнева РИА «Новости». Владимир Путин же вчера дал понять, что знаком с инициативой еще сильнее ограничить доступ иностранцев к российским недрам и всячески поддерживает ее.
Четких правил для доступа зарубежных компаний к энергоресурсам Россия не может сформулировать уже несколько лет. Законопроект «О недрах» был подготовлен и внесен в правительство г-ном Трутневым еще весной прошлого года, затем одобрен кабинетом министров и даже внесен в Думу. Но накануне первого чтения отозван. В правительстве законопроект претерпел значительные изменения, касающиеся прав иностранных инвесторов на российские недра. В частности, первоначально предусматривалось проведение только аукционов как наиболее прозрачного механизма распределения недр, затем «в особых случаях», которые определяет правительство, стало возможным и проведение конкурсов. Кроме того, ограничения не касались геологоразведки -- теперь, если иностранцы открывают месторождение, запасы которого относятся к стратегическим, для его дальнейшего освоения им придется создать СП с российской стороной, где последней должен принадлежать контрольный пакет. Сначала к стратегическим относились всего пять нефтегазовых месторождений, которые пока находятся в нераспределенном фонде. «Теперь, с учетом низкой геологический изученности некоторых регионов, речь идет о десятках месторождений газа и нефти, которые станут стратегическими», -- полагает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров.
«Это не является энергетическим эгоизмом, мы хотим, чтобы иностранцы работали вместе с нами», -- тем не менее утверждает г-н Трутнев. По стечению обстоятельств новые критерии стратегических месторождений были выбраны практически так, как еще в конце прошлого года предлагал «Газпром». «В очередной раз «Газпром» показал свои лоббистские возможности -- они получили даже больше, чем просили, -- говорит г-н Нестеров. -- Для иностранцев пока только одна хорошая новость: скоро наконец станет ясно, на что они могут рассчитывать в нашей стране». Кроме того, добавляет эксперт, после принятия нового закона активизируется проведение аукционов по распределению недр. «В то же время очевидно, что мы придерживаем ресурсы для будущих поколений. У российских компаний просто нет такого количества денег, чтобы одновременно активно осваивать все крупные проекты, и это, безусловно, скажется на темпах роста нефтедобычи», -- резюмирует эксперт.
Для российского президента Владимира Путин инициативы подчиненных не оказались неожиданностью, и он полностью разделяет их взгляды на распределение недр. «Известно, что далеко не всем, даже странам с развитой рыночной экономикой, и не всегда удается создать прозрачные процедуры допуска в свою экономику иностранных инвесторов, когда речь заходит о необходимости обеспечения национальной безопасности. Мы тоже ищем сбалансированные подходы к решению этой непростой проблемы. И считаем, что наша экономика прежде всего должна быть максимально открытой, максимально прозрачной. А необходимые с точки зрения обеспечения национальных интересов ограничения для инвесторов также должны быть максимально прозрачными. Важно, чтобы под видом защиты национальной безопасности не создавались необоснованные преграды для их работы. А для того чтобы российские инвесторы не сталкивались с аналогичными проблемами за рубежом, надеюсь, что и в других странах пойдут по этому пути и установят четкие правила по осуществлению инвестиций в стратегические отрасли».
Однако до сих пор не до конца понятно, какие компании можно считать российскими. Исходя из последней опубликованной редакции законопроекта однозначно к ним относятся лишь «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». Ведь, например, более 50% в ТНК-ВР принадлежит иностранцам, но центр прибыли компании -- «ТНК-ВР Холдинг» -- зарегистрирован в России. А 60% акций ЛУКОЙЛа торгуются в виде ADR.
|