2006-06-15 12:09:47 Сегодня в Шанхае открывается пятый, юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На нем Россия, Китай и центральноазиатские страны должны продемонстрировать всему миру, что создание анти-НАТО на Востоке Евразии ведется ударными темпами. С этой целью страны-члены наверняка позволят себе антиамериканские высказывания и примут решение эффективнее бороться с виртуальной оппозицией в интернете. Кроме того, по информации Ъ, Россия, дабы упрочить свой вес в ШОС и оспорить лидерство Китая, может объявить о намерении выделить полмиллиарда долларов на развитие организации.
Безопасность превыше всего
К нынешнему юбилейному саммиту участники ШОС подготовились основательно. Практически весь минувший год члены организации активно работали над ее превращением в анти-НАТО – военно-политический блок, покрывающий восточную часть Евразии. И хотя в официальных заявлениях лидеры стран, входящих в ШОС, аналогии с НАТО обычно отметают, факты говорят об обратном. Более того, от встречи в Шанхае организаторы ожидают окончательного закрепления ШОС в этом статусе. Организация должна внешне видоизмениться, впервые обрести генсека (раньше ее главный координатор назывался исполнительным секретарем), им вместо китайца Чжан Дэгуана станет представитель Казахстана. Наконец, кульминацией обещает стать итоговая декларация. Прошлогодний документ, принятый по итогам саммита, был сенсационным: в нем лидеры стран региона потребовали от США вывода военных баз из Центральной Азии. Помня о том эффекте, главы государств, очевидно, постараются и на этот раз сделать декларацию громким событием.
В Шанхае подготовка к празднику началась еще в мае, вся городская полиция была переведена на усиленный режим несения службы; в последние дни корреспондента Ъ несколько раз останавливали на улице и препровождали в ближайший полицейский участок для выяснения личности. Судя по всему, китайские полицейские, в обычные дни избегающие связываться с иностранцами, позаимствовали опыт своих российских коллег.
Кроме вопросов безопасности шанхайская мэрия занялась украшением города. На всех центральных улицах и площадях появились цветастые растяжки с эмблемой ШОС. На месте слияния рек Хуанпу и Сучжоу в самом центре города срочно соорудили новую пристань, именно здесь высоких гостей посадят на пароходик и покатают по реке. Заново отмыли здания Шанхайского большого театра и Музея науки и техники, куда председатель КНР Ху Цзиньтао обещал сводить своих гостей. Наконец, перед зданием Международного конгресс-центра, в котором будет проходить официальная программа саммита, были высажены новые грядки с цветами. Вчера, за день до формального открытия саммита, к зданию пригнали большую толпу молодежи. Юноши и девушки, которых обернули в красные ленты, построились в колонны, прокричали несколько речовок о верности "шанхайскому духу", после чего разошлись.
Первые гости начали прибывать в шанхайский аэропорт Пудун еще вечером 13 июня. Раньше всех прилетел президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Вслед за ним прибыли главы двух стран–наблюдателей при ШОС – президенты Пакистана Первез Мушарраф и Монголии Намбарын Энхбаяр. А вчера прибыли лидеры Таджикистана, Узбекистана и Киргизии Эмомали Рахмонов, Ислам Каримов и Курманбек Бакиев, а также новое лицо в ШОС лидер Афганистана Хамид Карзай, который станет "гостем" саммита. Президенты России Владимир Путин и Ирана Махмуд Ахмади-Нежад припозднились и появились в Шанхае последними. Для встречи каждого президента вместе с китайскими руководителями на взлетную полосу выходили девочки лет шести в пионерских костюмах и с огромными букетами.
Единственной страной, которая представлена на саммите не первым лицом, оказалась Индия, имеющая в ШОС статус наблюдателя. Вместо премьера на саммит ШОС вчера прибыл министр нефти и природного газа Мурли Деору. Подобное нарочито небрежное отношение к протоколу, скорее всего, может объясняться недовольством Индии политикой Китая. Не секрет, что теплые связи между Пекином и Исламабадом развиваются на фоне весьма натянутых отношений с Дели. Возможно, индийское правительство желает показать, что в отношениях со странами ШОС ее интересует прежде всего энергетический аспект, а не военно-политическое сотрудничество.
Стоит отметить, что в Шанхай все-таки не приехал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Не секрет, что Минск прямо-таки рвался в ШОС, призывая как можно скорее принять его в эту организацию. В Кремле же к этой перспективе относились скептически. Окончательное решение о судьбе Белоруссии было принято на прошлой неделе. Встречаясь с губернатором Алтайского края Александром Карлиным, Александр Лукашенко заявил, что не пойдет ни на какие уступки Москве. Во-первых, он отверг перспективу вхождения в состав России: "Нам это не нужно. Белоруссия красивая, самодостаточная страна". А во-вторых, отказался от идеи продажи "Белтрансгаза" на российских условиях. После подобного неповиновения речи о допуске Белоруссии в ШОС идти уже не могло. По информации Ъ, глава МИД РФ Сергей Лавров в разговоре со своим белорусским коллегой Сергеем Мартыновым объяснил ему невозможность вступления в ШОС тем, что против расширения организации протестует Казахстан.
Удар по виртуальному врагу
Главным идеологическим признаком нынешнего саммита обещает стать возрастающий градус антиамериканизма. В этом отношении тон саммиту еще вчера задал Ислам Каримов, сделавший по прилете несколько важных заявлений. "События последних лет высветили лица истинных и мнимых друзей стран региона,– многозначительно начал узбекский лидер и, чтобы у журналистов не оставалось сомнений в том, какие же друзья мнимые, резюмировал: – Мы едины в том, чтобы решительно противодействовать попыткам извне навязать нашим странам западные стандарты путей демократизации и общественного развития". Очевидно, что большинство заявлений на саммите будут выдержаны в подобном духе. Ключевой замысел нынешней юбилейной встречи – утвердить ШОС в качестве основной и единственной региональной организации, берущей на себя всю полноту ответственности за происходящее в регионе. В частности, воспользовавшись присутствием на саммите Хамида Карзая, участники форума наверняка покритикуют действия западной коалиции в Афганистане.
И Россия, и Китай стремятся не допустить нарастания американского влияния в Центральной Азии. Этот вопрос лидеры России и КНР наверняка постараются отдельно проработать со своими среднеазиатскими партнерами: Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, которых подозревают в желании сыграть на два фронта. По данным Ъ, для того, чтобы пресечь распространение влияния США, в финальную декларацию планируется включить особый пункт, запрещающий членам ШОС принимать участие в аналогичных региональных организациях.
Еще одной важной темой саммита станет помощь среднеазиатским режимам в укреплении их власти. В рамках ШОС уже давно вводятся полицейские функции – до конца года планируется завершить разработки мер совместного реагирования на ситуации, ставящие под угрозу безопасность в регионе. Кроме того, на саммите будут подписаны соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств–членов ШОС и о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.
По данным источников Ъ, в ходе нынешнего саммита может быть презентовано еще одно направление борьбы с оппозициями в Центральной Азии. Участники должны подписать "Заявление по международной информационной безопасности". В тексте этого документа проводится идея обеспечения "безопасности в информационной сфере", под которой подразумевается установление госконтроля на национальном и международном уровнях за электронными СМИ и интернетом. Документ будет отталкиваться от "позитивного" опыта КНР по введению контроля за интернет-ресурсами и провайдерами и предлагать систему мер по использованию китайского опыта в других странах ШОС. Очевидно, речь не идет о тотальном подчинении провайдеров государству по китайскому образцу, однако в документе будет прописана необходимость борьбы с использованием интернета в преступных и террористических целях. Это значит, что "Заявление..." может оказаться огромным ударом по оппозициям среднеазиатских стран. Дело в том, что, к примеру, в Узбекистане и Таджикистане оппозиции существуют по большей части в виртуальном пространстве. Большая часть противников режима живет в изгнании и поддерживает связь с соотечественниками только через интернет. Причем значительная часть сайтов оппозиционных организаций или независимых интернет-изданий функционирует из России. "Наведение порядка" в интернете в этом регионе загонит инакомыслие в еще более глубокое подполье.
Щедрость без границ
Одной из сенсаций нынешнего саммита может стать выступление Владимира Путина. Как свидетельствуют источники Ъ, Москва приберегла для нынешнего саммита аргумент, который должен продемонстрировать амбиции России как лидера Шанхайской организации сотрудничества. Кремль в последнее время очень обижали оценки этой организации как исключительно прокитайской, а роли России – как младшего партнера в ШОС. Поэтому в недрах российской власти родился план усиления значения Москвы в регионе. Примечательно, что в качестве образца для подражания был избран именно Китай. Дело в том, что не так давно Пекин объявил о выделении $920 млн на укрепление ШОС. В Москве крайне ревностно отнеслись к этому демаршу, считая, что, еще не выплатив ни доллара, Пекин сможет использовать "донорский рычаг" в своих геополитических интересах. Следовательно, Россия решила последовать китайскому примеру.
Запланировано, что в Шанхае Владимир Путин анонсирует выделение $500 млн в пользу стран Центральной Азии. Эти деньги могут быть выделены на развитие беднейших государств региона, причем первым вероятным получателем помощи считается Узбекистан. Хотя официально выделяемые деньги будут именоваться кредитами, возвращать долг России никому не придется: впоследствии их планируется списать.
По данным Ъ, против подобного громкого заявления в Шанхае выступает российский Минфин, считающий геополитические амбиции России слишком дорогостоящими. Именно поэтому до самого последнего момента было неизвестно, станет ли российский лидер называть конкретную сумму выделяемой помощи или ограничится абстрактным заявлением.
АЛЕКСАНДР Ъ-ГАБУЕВ, Шанхай; МИХАИЛ Ъ-ЗЫГАРЬ
|