«Мы никогда в состав Грузии не войдем» |
| 2006-06-15 13:11:00 На переговорах с Владимиром Путиным самым важным для его грузинского коллеги Михаила Саакашвили был вопрос о восстановлении территориальной целостности Грузии. Но в непризнанных республиках Абхазия и Южная Осетия полагают, что имеют не меньше прав на независимость, чем Черногория или Косово.
Лидеры Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья провели в эти дни консультации в Сухуми. Вчера Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и Игорь Смирнов провозгласили создание сообщества «За демократию и права народов». В его рамках они вместе будут добиваться независимости политическими средствами, в том числе путем вынесения этого вопроса на референдумы. Лидеры непризнанных государств подписали также декларацию о создании совместных миротворческих сил. Они могут быть задействованы в зонах конфликтов в том случае, если грузины добьются вывода оттуда российских миротворцев. В совместном заявлении три президента подчеркнули: «Миротворческие силы России должны находиться в зонах конфликтов до полного урегулирования конфликтов, и никакой альтернативы присутствию российских миротворцев нет».
На вопросы собкора «Времени новостей» в Грузии Михаила ВИГНАНСКОГО ответил президент Абхазии Сергей БАГАПШ.
-- Михаил Саакашвили всегда подчеркивает, что Грузия не поступится главным -- уважением ее территориальной целостности.
-- И Россия, и все остальные должны советоваться с нами. Международное сообщество должно понять, что недопустимы двойные стандарты, когда Черногории или Косово можно получить независимость, но нельзя Абхазии, Южной Осетии или Приднестровью. Абхазия своей историей и тем реальным состоянием, в котором она находится сейчас, также заслуживает независимости, и мы будем за нее бороться. Мы скажем Путину, что мы никогда в состав Грузии не войдем.
-- Но Черногория проводила референдум о независимости с согласия Сербии. В отличие от той же Черногории Абхазия допускает возможность вступления в состав другой страны -- России. И референдум о независимости в Абхазии прошел в условиях изгнания сотен тысяч грузин. Грузия не признала его итогов.
-- Мы так ставим вопрос: Абхазия строит свое независимое государство, и референдум 1999 года это подтвердил. Подходы к решению таких проблем, как наша, в мире меняются. И эти реалии должна учитывать и Грузия, если считает себя демократичным и цивилизованным государством. В Черногории все прошло спокойно, мирно разошлись Чехия и Словакия. Когда в одной семье вырастают родные братья, то и они затем расходятся по разным домам и квартирам. Это естественный процесс, удержать малые народы невозможно. Дело Грузии признавать итоги нашего референдума или не признавать. Грузии надо было думать о том, чем закончатся войны против Абхазии и Южной Осетии, когда она их начинала. Для нас главное -- признание других, и другие нас признают.
-- Ранее Абхазия заявляла о намерении стать ассоциированным членом Российской Федерации. Не противоречит ли это принципу независимости?
-- Абсолютно нет противоречий. Ассоциированные отношения могут быть среди независимых государств. Это нормальный процесс, чтобы кто-либо представлял нас во всем мире, это будет Россия или другое государство.
-- Но субъектом России вы не станете?
-- Есть референдум 1999 года, народ проголосовал за независимость, никто не имеет права отменять референдум.
Мы за универсальный подход. Нельзя помогать одним и запрещать другим. Я заявляю: вне зависимости от решения проблемы Косово мы своих позиций не уступим. Я не могу сказать, когда произойдет наше признание, это долгий процесс. Но мы будем для этого настойчиво работать. Черногория, Косово -- все это просто очень ускорит естественные процессы.
-- Что предпримет Абхазия, чтобы убедить мировое сообщество?
-- В августе-сентябре в Абхазии под эгидой неправительственных организаций мы намерены провести международную конференцию. Пригласим политиков, аналитиков, наблюдателей, специалистов из различных стран. Абхазия считает, что международные посредники не всегда объективны. Когда спорят две стороны, то нужно давать высокую трибуну -- ООН, Совета Безопасности -- каждой из них. Нельзя, чтобы посредники приезжали к нам на день, встречались с руководством республики и так делали выводы о том, готовы ли мы к независимости, есть ли для нашего признания исторические и правовые основания. К июльскому саммиту «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге мы также планируем обнародовать свои соображения и инициативы.
-- Парламент Грузии, возможно, скоро примет решение прекратить миссию российских миротворцев.
-- О чем тогда вообще после этого говорить, если уйдут российские миротворцы? Никакого диалога не будет. Вывод миротворцев повлечет нестабильность на всем Кавказе. Вместо российских военных там станут наши. Естественно, это сразу отразится и на населении Гальского района. Это может привести к исходу части людей, которые сейчас нормально живут в Гали и которые доверяют миротворческим силам. Будут стычки и конфликты на границе, которые перерастут в военные действия. Тут сценарий очень прост.
|