Картель глобальной стабильности |
| 2006-06-16 16:14:28 Европа, объявившая о необходимости диверсификации поставок газа, получила неприятное известие. Второй по величине обладатель газовых запасов в мире после России -- Иран не собирается ввязываться в жесткую конкуренцию с Москвой в газовой сфере. И даже более того, предлагает ей координировать действия на мировом рынке газа, вплоть до согласованной ценовой политики. Российско-иранский газовый союз в этом случае мог бы контролировать 43% (75,5 трлн кубометров) доказанных мировых запасов и на долгую перспективу задавать основные параметры развития рынка. И фактически привести к разделу рынка евразийского континента на две большие зоны влияния, в которой Европа останется за «Газпромом», а перспективный рынок Индии и южные провинции КНР -- за Ираном.
В Шанхае на встрече с Владимиром Путиным президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Москва и Тегеран могут получать более ощутимый результат от сотрудничества. «Как, например, в области газа. Мы можем тесно сотрудничать с точки зрения определения как цены на газ, так и основных потоков в интересах глобальной стабильности, -- сказал перед телекамерами лидер исламской республики. -- Но мы находимся пока только в начале пути».
Предложения Ирана прозвучали неожиданно, но не стали сюрпризом для г-на Путина. «Я знаю, что наши компании ведут переговоры об объединении усилий в нефтегазовой сфере, в том числе в направления создания совместного предприятия. Мы поддерживаем эту инициативу наших иранских партнеров», -- сообщил он. Позднее, отвечая на вопросы «Времени новостей», г-н Путин пояснил, что речь идет о создании российско-иранского СП «на базе ресурсных месторождений (обеих стран. -- Ред.) и создании соответствующего механизма ценообразования на газ». «Будем думать, какие месторождения предложить», -- подчеркнул российский президент. По его словам, Тегеран также серьезно зовет «Газпром» участвовать в строительстве газопровода Иран--Пакистан--Индия (и Владимир Путин вчера подтвердил возможность финансового и технологического участия концерна в этом проекте). К тому же в Шанхае на самом высшем уровне речь шла о возможности продления трубы в Китай. В российском концерне давно считают, что этот проект позволит направить большую часть иранских ресурсов в восточном направлении и тем самым как минимум отсрочит их появление в Европе.
Всего неделю назад на открытии Мирового газового конгресса министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко публично усомнился в целесообразности подобных альянсов. «Не думаю, что картели или подобного рода альянсы являют собой лик будущего газовой отрасли. Не вижу в этом ни смысла, ни необходимости», -- сказал чиновник, отметив, тем не менее, явную зависимость рынка от нескольких крупных игроков. Иран таким игроком пока не является (в стране добывается лишь 85 млрд кубометров в год, почти в восемь раз меньше, чем в России). Но обладание гигантскими резервами, которые вполне можно доставить в Европу, делает Тегеран серьезным потенциальным конкурентом России на главном рынке сбыта. Особенно в контексте заявлений Брюсселя о готовности к диверсификации, невзирая на затраты, связанные с капитальными вложениями в инфраструктуру.
Теперь у европейцев есть только один инструмент для снижения газовой зависимости от Москвы -- ударное развитие потребления сжиженного газа. Но безусловной безопасности этот источник принести явно не в силах. Во-первых, из-за ограниченности предложения, во-вторых, благодаря большей гибкости и, как следствие, возможности для производителя выбирать более щедрого потребителя. И здесь ЕС придется соревноваться с нагулявшими газовый аппетит США и азиатскими странами, которые имеют инфраструктурные преимущества с точки зрения наращивания потребления сжиженного газа.
К тому же «Газпром» довольно активно «обрабатывает» другого крупного поставщика газа в Европу -- Алжир (10% рынка). До конца месяца в Москву должна приехать представительная делегация и по итогам подписать меморандум о сотрудничестве между «Газпромом» и госкомпанией Sonatrach, после чего полный «обхват Европы» станет делом не только отдаленного будущего, но и настоящего. В «Газпроме» отказались комментировать эту тему.
Впрочем, до официального оформления картеля дело в ближайшем будущем вряд ли дойдет. Тем более что эти переговоры и так способны усилить негативный фон вокруг имиджа России как хозяйки форума "большой восьмерки" и претендента на роль гаранта международной энергетической безопасности. Но и двусторонние договоренности России с действующими и потенциальными поставщиками газа в Европу могут стать эффективным механизмом регулирования рынка трубопроводного газа в интересах производителей.
Алексей ГРИВАЧ, Аркадий ДУБНОВ, Шанхай
|