2006-06-19 14:32:04 Вчера Владимир Путин завершил недельное турне по маршруту Москва–Санкт-Петербург–Шанхай–Алма-Ата–Байконур–Москва. Самолет президента пролетел 18 тыс. 600 км, Путин принял участие в трех международных форумах, провел не один десяток международных встреч, пообщался с журналистами в формальном и неформальном режиме. Но самым сложным оказался для Путина последний этап пути – пребывание в Казахстане было омрачено подписанным Нурсултаном Назарбаевым и Ильхамом Алиевым в пятницу буквально за час до прилета российского президента в Алма-Ату соглашения о присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. С его помощью Астана получила второй – помимо китайского – не зависящий от России вариант транспортировки собственной нефти.
Назарбаев поплевал через плечо
То ли из-за этого события, то ли из-за накопившейся усталости Путин после состоявшейся в субботу вечером встречи с Назарбаевым выглядел подавленным. После исторических переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым (после которых и был подписан исторический договор) масштаб тем, которые обсуждали российский и казахстанский президенты, выглядел мелковато. Москва и Астана окончательно договорились об условиях размещения Евразийского банка и юридически оформили право Казахстана на пользование единым с Россией международным кодом 7. Возможно, для того чтобы хоть как-то поднять в глазах журналистов уровень переговоров, Путин подчеркнул: «Мы никогда не забываем про сотрудничество в сфере энергетики, в освоении ресурсов Каспийского моря». Хотя, добавил он, не эти темы были на переговорах главными.
Президента Казахстана в этот момент, похоже, волновал только запуск KazSat, который должен был произойти через несколько часов на «Байконуре». «По моей просьбе мы вместе с президентом России примем участие в этом…» – Назарбаев задумался. «Пуске», – подсказал Путин. «Ну да, запуске первого в истории Казахстана спутника связи», – продолжил Назарбаев, поплевав через плечо и постучав о стол. Наша сторона, вероятно, памятуя об опыте нескольких неудачных пусков последнего времени, тоже изрядно волновалась. Ракету перед стартом окропили святой водой, «помолились – и электромагнитная обстановка в норму пришла». Кроме того, все присутствующие на смотровой площадке российские чиновники так часто повторяли «все будет нормально», что мне хотелось спросить: «Если все так хорошо, то зачем вы об этом так много говорите?» А в сам момент запуска журналисты заметили, что у российского президента выступила испарина.
Для Назарбаевых запуск спутника был настоящим семейным праздником. На специально оборудованной площадке рядом с главой государства стояли внук и младший зять Назарбаева, первый заместитель председателя правления национальной холдинговой компании «Самрук» Тимур Кулибаев, которого, кстати, в апреле Назарбаев уже привозил в Москву. Высокопоставленному семейству было чему радоваться. Запуск KazSat ознаменовал начало космических программ для Казахстана. «Казахстан действительно становится космической державой», – сказал еще в Алма-Ате после переговоров с Путиным Назарбаев. Он также проанонсировал, что в ближайшее время между правительствами двух стран будет заключено соглашение о создании второго спутника, «затем мы будем работать над созданием еще двух геостационарных спутников с подключением к системе ГЛОНАСС и строительством новой пусковой установки для ракет-носителей «Ангара».
Впрочем, этот проект реализован для Казахстана с большим дисконтом. Как заявил журналистам новый пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин, цена «нетипична» и определяется «особыми отношениями России и Казахстана и президентов двух стран». А министр связи России Леонид Рейман огласил стоимость проекта – 65 млн. долл. В эту сумму входят разработка и создание спутника, собственно сам запуск, создание ЦУПа, обучение персонала и даже страхование рисков. Заметим, что обычно только стоимость запуска составляет 60 млн. долл.
На «Байконур» Путин прилетел с Назарбаевым на одном самолете. Уже до места, где два президента наблюдали старт ракеты, выводящей на орбиту спутник KazSat, они ехали на бронированном «Мерседесе» Путина. Впрочем, такая нарочитая демонстрация дружбы не могла скрыть того факта, что Казахстан в отношениях с Россией руководствуется принципом – «дружба дружбой, а денежки врозь». Напомним, что в конце мая Путин и Назарбаев договорились о почти троекратном повышении для России закупочных цен на казахский газ. А подписанное с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым соглашение иначе как пощечиной Москве и назвать нельзя.
Неудачный саммит
Если Назарбаев получил значительные экономические и геополитические дивиденды от присоединения Казахстана к трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан и от запуска спутника, то уж ему точно не удалось получить ожидаемого международного паблисити от проводимого по его инициативе в субботу второго саммита организации со сложным названием СВМДА (Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии). К Назарбаеву приехали далеко не все главы государств. В последний момент на визит в Алма-Ату согласился глава Китая Ху Цзиньтао.
Вероятно, поэтому ему первому из иностранных гостей было предоставлено слово. Алма-атинский саммит был бледным подобием шанхайского. Иногда возникали явные повторы: так, президент Узбекистана Ислам Каримов снова ругал политику Запада, в парадигме которой «то, что дозволено одним, не дозволено другим».
|