Город, богатый монументальной пропагандой |
| 2006-06-22 15:29:57 Каждую неделю в России ставят кому-то памятник. И чаще всего, по понятным причинам, ставят памятники в Москве. Первого июня на Садовом открыли памятник Сергею Образцову, вот-вот на «Менделеевской» откроется скульптурная группа «Сочувствие», совсем скоро появится памятник Мандельштаму.
Впрочем, споры вызывают обычно другие памятники. Это – памятники-подарки.
Монумент казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, открытый президентами России и Казахстана в апреле этого года в самом центре Москвы, на Чистопрудном бульваре, может стать не единственным из числа подобных даров со стороны стран – членов СНГ. Он и не первый в этом ряду: тот же Казахстан на 300-летие Петербурга подарил Северной столице памятник Джамбулу Джабаеву, Азербайджан в 1991 году в непосредственной близости от своего посольства в Москве, в сквере между Вознесенским и Леонтьевским переулками, установил монумент поэту и философу Низами. Монумент Низами в Петербурге открывали Гейдар Алиев и Владимир Путин. В 2002 году на Добрынинской площади в Москве был открыт памятник Алишеру Навои, великому узбекскому поэту и мыслителю (скульптор – Ровшан Миртаджиев, архитектор – главный архитектор Москвы Александр Кузьмин). И т.д. Нет смысла говорить про то, что уже установлено, гораздо интереснее – про то, что только планируют установить, что может в самое ближайшее время украсить московские площади и скверы, главным образом центральные, площадки в Парке дружбы у Речного вокзала, как будто специально придуманном для такого рода даров, не прельщают организаторов таких вот монументальных торжеств и во всех смыслах памятных подарков.
Появление в сквере вблизи Дома композиторов в Брюсовом переулке памятника Араму Хачатуряну несколько лет анонсирует закладной камень. Хотя уже случившийся в этом году монументальный подарок выгодно отличает Армению от других стран – участниц СНГ: в день открытия Года Армении в Москве Армения преподнесла Третьяковской галерее скульптуру Екатерины Великой работы Опекушина, волею судеб очутившуюся и сохранившуюся в Ереване. Памятник Хачатуряну должен быть готов и появится в ближайшие несколько месяцев.
Самое интересное, что некоторые памятники, установленные в Москве, до сих пор в официальных реестрах не значатся. К примеру, на Кутузовском проспекте установлен памятник белорусскому поэту Янке Купале. Это – подарок братского белорусского народа, причем авторы бронзового монумента выиграли специальный конкурс, проводившийся в Белоруссии. Но официально этот памятник так и не был открыт. В посольстве Белоруссии говорят, что до конца года официальное открытие состоится и тогда памятник получит официальную прописку.
Подарок Москве готовит и Киргизия. Как сообщила «НГ» атташе по культуре посольства республики в РФ Гульнара Кулматова, в Киргизии прошел конкурс на лучший макет памятника герою национального эпоса «Манас». «Выигравший конкурс макет на прошлой неделе доставлен в Москву, и в ближайшее время будет рассмотрен членами художественно-экспертной комиссии правительства города, – рассказала Кулматова. – В сентябре решение об одобрении макета должно быть принято в городской Думе. Пока нам предложено два места – в районе метро «Речной вокзал», в Парке дружбы, и неподалеку от посольства, на Серпуховской улице. Мы бы, конечно, предпочли второе: тогда мы бы смогли постоянно присматривать и ухаживать за памятником».
А в Петербурге вскоре появится монумент таджикскому писателю и просветителю Ахмаду Донишу.
Отличительной чертой появления «подарочных» монументов является почти полная – до самого последнего момента – закрытость информации. Памятник Абаю Кунанбаеву, например, был установлен в рекордные сроки, так что у тех, кто, например, стал бы противиться выбору места, просто не было времени на то, чтобы сформулировать позицию.
А вот памятник Гейдару Алиеву, который планировалось открыть в сквере у кинотеатра «Баку» (он даже прошел комиссию по монументальному искусству Москвы) в ближайшее время поставлен не будет.
Подробной информации о планах установки памятника Алиеву на улице Самеда Вургуна (в районе метро «Сокол») в посольстве Азербайджана «НГ» предоставить не смогли. Вместе с тем советник по культуре дипмиссии Нигяр Ахундова не стала отрицать в беседе с корреспондентом «НГ», что «проблемы с установкой есть». Надо сказать, что за последние полгода прошло несколько собраний жителей района, выступающих против этого монумента. «Информацией о том, будет или не будет там стоять памятник, сейчас располагает только наш посол (Полад Бюльбюль оглы. – «НГ»), но он в Баку, и уточнить это невозможно», – заявила советник по культуре. Она не смогла сообщить, где в настоящий момент находится скульптура и привезена ли она в Москву.
Ахундова рассказала, что пятиметровый памятник Гейдару Алиеву (отлитый в бронзе первый президент Азербайджана изображен сидящим на скамейке) – не первый «дар азербайджанского народа России»: «В 91-м году нами был преподнесен вашей стране памятник азербайджанскому философу Низами. Он стоит у посольства Азербайджана в Москве». Если памятник Алиеву не будет установлен на прежде отведенном ему месте, возникает вопрос, что делать с уже построенным основанием и постаментом. Кто же его займет в итоге – вопрос, на который, вполне возможно, в ближайшее время ответит упомянутая комиссия по монументальному искусству. Однако все сказанное свидетельствует, что недостатка в предложениях нет.
Напомним, что все это происходит в городе, который в отличие от других столиц мира имеет, по словам его авторов, уникальный Закон «О порядке возведения произведений декоративно-монументального искусства в Москве». Где прописано все, а недавние поправки регулируют даже «братские дары».
|