Организация минского договора |
| 2006-06-23 12:58:04 Сегодня в Минске пройдет саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия связывает с этой организацией большие надежды. По замыслу, ОДКБ должна помочь ей укрепить стратегические позиции в Центральной Азии. А для этого организация уже в обозримом будущем должна превратиться в эффективный военно-политический блок.
Вызовы и угрозы
Организаторы саммита не скрывали, что его главной темой станет вопрос "о совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ". Об этом, в частности, в канун встречи в верхах заявил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. Это означает, что, по замыслу Москвы, цель саммита заключается в принятии таких решений, которые позволили бы укрепить военно-политический потенциал ОДКБ и повысить ее возможности по противодействию "новым вызовам и угрозам".
Откуда исходят вызовы и угрозы, в Москве, похоже, для себя уже решили. И хотя вчера заместитель директора первого департамента стран СНГ МИД РФ Сергей Копыркин заверял журналистов, что "ОДКБ не противопоставляет себя НАТО", он тут же оговорился: "Деятельность НАТО в зоне ответственности ОДКБ находится под пристальным наблюдением".
Еще более откровенно высказался на днях генсек ОДКБ Николай Бордюжа. По его словам, "руководство ОДКБ беспокоит создающаяся военная инфраструктура НАТО вокруг России и Белоруссии". "Нас беспокоит, что страны будут чохом приниматься в НАТО без выполнения необходимых военных процедур",– пояснил генсек. Москва явно не в восторге от перспективы вступления в НАТО государств СНГ, в первую очередь Украины и Грузии. Причем способов противодействовать этому пока нет. К тому же, сетуют в Москве, руководство НАТО фактически игнорирует все попытки ОДКБ наладить плодотворное сотрудничество с альянсом.
Исходя из этого в Кремле, похоже, пришли к выводу: чтобы натовцы считались с ОДКБ и воспылали наконец желанием установить с ней партнерские отношения, следует усилить ОДКБ в организационном и военном плане. Этой цели и будет служить ключевой документ, который предполагается принять на саммите в Минске,– Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ.
По замыслу Москвы, только окрепшая ОДКБ сможет успешно противостоять не только наступлению НАТО на восток, но и американскому "массированному десанту" в Центральной Азии. Этот регион (как, впрочем, и все постсоветское пространство) Москва считает зоной собственных стратегических интересов и крайне ревниво относится к расширению там военного присутствия США и других стран Запада. И если в Узбекистане эту проблему Москве удалось в прошлом году решить, убедив президента Ислама Каримова выпроводить со своей территории американцев, то в Киргизии (в Манасе) мощная военная база США не только сохраняется, но и укрепляется.
Решению задачи по усилению позиций ОДКБ (а значит, и России) в Центральной Азии будет служить, по замыслу Москвы, реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два – от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил – около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.
В связи с реформированием коллективных сил в Минске планируется принять сразу несколько соглашений. Их основной смысл раскрыл на днях журналистам источник в объединенном штабе ОДКБ: "Деятельность командования и постоянной оперативной группы штаба коллективных сил предполагается прекратить с 1 декабря текущего года, а их задачи возложить на объединенный штаб организации".
Кроме того, по информации Ъ, на саммите в Минске будет рассмотрена идея расширения поля деятельности коллективных сил, в частности применение их в Афганистане, где, по глубокому убеждению членов ОДКБ, Запад явно не справляется. "Пора переходить к практическому применению коллективных сил",– заявил Ъ источник, принявший участие в подготовке саммита. Видимо, в связи с этим в конце минувшей недели генсек ОДКБ Николай Бордюжа встретился в Москве с военным атташе при посольстве Афганистана в РФ и обсудил с ним вопросы "постконфликтного обустройства страны".
Отставить шатания
В Москве понимают: для того чтобы ОДКБ могла оправдать возлагаемые на нее надежды, она в первую очередь должна быть единой. Раз уж организация собирается стать военно-политическим блоком, то разброда и шатания в ее рядах, а также сильной разноголосицы мнений быть не должно. Пока же дела в этом плане в ОДКБ обстоят не столь гладко, как того хотелось бы России. Вчера министр обороны Киргизии Исмаил Исаков поспешил заявить, что военные базы НАТО и России на территории его страны прекрасно дополняют друг друга. Это был ясный сигнал Москве, что убирать американскую базу в Манасе киргизы пока не собираются.
Согласно уставу ОДКБ, каждый ее член при принятии решения о размещении на своей территории вооруженных сил и военных объектов государств, не являющихся членами этой организации, должен сначала провести соответствующие консультации со своими союзниками. Однако, как показывает опыт, члены ОДКБ об этом порой "забывают".
Так, совсем недавно Таджикистан, не посоветовавшись с другими членами организации, дал добро на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане. Поэтому, по информации Ъ, президент РФ Владимир Путин будет продвигать в Минске требование о том, чтобы все более или менее значимые внешнеполитические и военные решения отдельных стран–членов ОДКБ проходили предварительное обсуждение в руководстве этой организации. Тогда, мол, и неприятных сюрпризов будет меньше.
Есть между членами ОДКБ и более серьезные разногласия, которые могут сорвать принятие в Минске важных документов. Как стало известно Ъ, российская делегация будет добиваться включения в повестку саммита специального документа о деятельности ОБСЕ. Москва уже давно критически относится к действиям этой организации на постсоветском пространстве, полагая, что она превратилась в инструмент для импорта в СНГ "цветных революций". Поэтому для России важно, чтобы в Минске прозвучало коллективное осуждение подобной деятельности ОБСЕ со стороны членов ОДКБ.
Однако, по информации Ъ из околокремлевских источников, принятию подобного документа жестко воспротивился президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. У казахского лидера свой интерес: он очень рассчитывает на то, что Астана получит право председательствовать в ОБСЕ в 2009 году. А вопрос об этом должен решиться в конце нынешнего года. Поэтому господин Назарбаев, несмотря на все уговоры Кремля, и не желает сейчас подписываться под критикой в адрес ОБСЕ. Не будет, судя по всему, принят в Минске и целый комплекс соглашений о миротворческой деятельности ОДКБ, в которых также крайне заинтересована Россия. Вчера источник в российской делегации сообщил "Интерфаксу", что вопрос о миротворческой деятельности в рамках ОДКБ в Минске обсуждаться не будет. Это означает, что процесс согласования этих документов к саммиту так и не был завершен.
Кто следующий
Если России все же удастся в ближайшее время повысить дисциплину и устранить шатания среди своих нынешних союзников по ОДКБ, актуальным станет вопрос о расширении этой организации. Основным кандидатом на вступление называют Узбекистан, чей президент Ислам Каримов собирается даже прибыть на нынешний саммит в Минск.
Впрочем, пока официальные российские представители отрицают такую возможность. Так, Николай Бордюжа в преддверии саммита прямо заявил: "В планах ОДКБ не стоит вопрос о приеме новых стран". А относительно шансов Узбекистана генсек пояснил: "Мы сейчас достаточно неплохо взаимодействуем с Узбекистаном. Однако каких-либо заявок, в том числе от Узбекистана, относительно вступления в ОДКБ мы не получали. Мало того, могу сказать, что мы и не хотим форсировать расширение ОДКБ".
И тем не менее Россия, раз уж она берет курс на превращение ОДКБ в военно-политический блок, вряд ли откажется от идеи его расширения. Причем среди кандидатов на вступление в него могут фигурировать не только Узбекистан или другие государства СНГ, но и некоторые соседние страны. Речь, разумеется, не будет сразу идти об их полноправном членстве. Подключиться к деятельности ОДКБ они могут и по таким вопросам, как борьба с наркоугрозой, международным терроризмом или решение проблем безопасности в регионе. Но это только на первых порах.
|