2006-06-26 12:41:28 Это не дежурная встреча министров иностранных дел стран G8. Стоит ли лукавить, петербургский саммит – это прежде всего саммит Путин–Буш. И именно Кондолизе Райс предстоит в четверг в Москве окончательно отредактировать позицию своего президента. Именно с этой позицией господин Буш пойдет на встречу с господином Путиным. И от того, насколько Кондолизе Райс удастся сблизить позиции двух стран на этой неделе, будут зависеть не только итог саммита, не только двусторонние отношения, но и дальнейший вектор движения мировой политики.
Времена похлопывания по плечу и заглядывания друг другу в глаза закончились. К концу вторых сроков президентов России и США их разделяет куда больше проблем, чем тогда, когда господин Путин позвонил господину Бушу после 11 сентября, чтобы сказать: "Я с тобой, дружище". С тех пор это "я с тобой" Америке приходится вытягивать из России клещами – исключительно через торг. С тех пор Россия усилила свои позиции там, где США теряют влияние, став серьезным игроком на самых проблемных для Америки, да и для всего мира, политических площадках. С тех пор Кремль закрепился на альтернативной внешнеполитической поляне (ШОС), а внутри страны взял под контроль нефть и газ. С тех пор Москва научилась пользоваться этими рычагами так, что Запад вынужден серьезно взвешивать, стоит ли акцентировать внимание на "мягком авторитаризме" господина Путина или лучше получить для своих компаний доступ к Штокмановскому месторождению. Или: стоит ли поднимать вопрос о странном понимании нынешней российской властью гражданских свобод или лучше ограничиться общими декларациями на сей счет, чтобы не портить настроения господину Путину в момент выбора между Западом и Востоком, США и Ираном.
Кондолиза Райс едет в Москву, чтобы измерить температуру будущего саммита. У нее есть некоторое количество параметров, по которым она будет делать эти замеры. Весьма существенные из них – иранская проблема и допуск американских компаний на российский рынок, в том числе энергетический. От того, с каким результатом она вернется, будет зависеть вся интрига будущего саммита. Он может стать приятной встречей союзников и единомышленников с легким оттенком дружеского беспокойства по поводу того, все ли хорошо в гостеприимном доме хозяина встречи. Типа, не подтекает ли кран на кухне? Ах, нет? Ну и отлично. А дети бледноваты, не больны ли? Это один вариант. И другой – приятного разговора не получилось, и гости бестактно обсудили недоделки в доме и невнимание хозяина к здоровью детей.
Американский сценарий выбирает госпожа Райс буквально на этой неделе в Москве. В случае достижения договоренностей с Москвой по ключевым вопросам внутриполитическими проблемами в России пожертвуют с легкостью, достойной больших политиков. Понятно, что для подготовки саммита Путин–Буш встречи с министром иностранных дел России недостаточно. Будет и встреча Путин–Райс? Если да, то, скорее всего, дружескую обстановку на саммите никакая демократия омрачить не сможет.
|