2006-06-26 14:32:03 Накануне саммита «большой восьмерки» (15–17 июля) в Санкт-Петербурге состоится отдельная встреча президентов России Владимира Путина и США Джорджа Буша. Этот двусторонний саммит необходим как одна из последних возможностей сохранить партнерские отношения между двумя странами.
Несмотря на то что на предыдущем саммите Россия–США в Братиславе в феврале 2005 г. было выдвинуто много конструктивных инициатив, отношения двух стран продолжают ухудшаться. Негативная часть повестки перевешивает сокращающийся день ото дня позитив. Стороны соперничают на постсоветском пространстве, спорят по поводу демократии и энергетической безопасности, по-разному подходят к разрешению иранской и ближневосточной проблем, к вопросам устройства миропорядка.
Реакция Москвы на критику из Вашингтона становится все более нервозной. В итоге срываются выгодные России экономические проекты. Вспомним, например, отказ РФ от закупок «Боингов» по следам вильнюсской речи вице-президента США Дика Чейни. Результат – односторонняя зависимость от европейских «Эрбасов».
Раскручивается спираль взаимных внешнеполитических ошибок. Америка поддерживает Грузию, Россия в ответ поставляет вооружения Ирану, Венесуэле и Сирии. Ни то, ни другое не сулит стабильности.
Впервые после окончания холодной войны возрождается идеологическое противостояние России и США. Москва все более открыто выступает против системообразующего вектора глобальной стратегии США – распространения демократии. И хотя мессианство Америки критикуют большинство стран мира, в том числе союзники США, Москва делает это так, что демонстративно противопоставляет себя глобальной стратегии Вашингтона, при этом оказываясь заложником интриг других стран (Китай, Узбекистан, Иран).
А ведь отказ от идеологического противостояния в начале 1990-х позволил лидерам двух стран объявить, что стороны уже не являются противниками и что холодная война закончена. По мере усиливающейся идеологизации американской внешней политики фактор противостояния способен перевесить факторы, объединяющие Москву и Вашингтон. В США уже стало обычным делом именовать ШОС, одним из лидеров которого является Россия, «клубом диктаторов», возглавляющим контрнаступление антидемократических сил, которым противостоит свободный мир во главе с Америкой.
На этом фоне взаимная критика становится одновременно в каждой стране фактором внутренней политики. Поскольку администрация Буша «позаимствовала» традиционную повестку дня демократов (распространение демократии, вовлеченность в дела всех и вся), а ругать администрацию по Ираку непатриотично, демократы критикуют Россию и обвиняют Белый дом в потворстве Кремлю, а республиканцы в ответ демонстрируют возросшую критичность в отношении России.
К счастью, остаются темы, препятствующие окончательному «разводу». Это Иран, КНДР, проблемы США в Ираке, терроризм. Однако и их может уже оказаться недостаточно, если отношения двух стран подвергнутся новым испытаниям.
Во-первых, таким испытанием может стать признание Москвой независимости непризнанных на данный момент республик на постсоветском пространстве вслед за международным признанием независимости Косово. В США и Евросоюзе подобное решение может быть названо аннексией.
Во-вторых, это расширение НАТО на Украину. Для безопасности РФ и ее национальной идентичности это будет даже более болезненным ударом, чем распад СССР. «Уход» Украины в НАТО не смогут простить Вашингтону даже наиболее прозападно настроенные россияне.
В-третьих, это усиление взаимной критики по мере приближения президентских выборов в обеих странах в 2008 г.
На этом фоне саммит в Санкт-Петербурге представляется одним из последних (если не последним) шансов не пересечь рубеж, за которым отношения двух стран потеряют характер партнерских. Это не в интересах обеих стран.
Изменение неблагоприятной динамики отношений РФ–США возможно двумя путями. Первый – превращение негативной повестки в позитивную с помощью переосмысления подходов сторон ко многим областям взаимодействия и вычленения того, что могло бы объединить нынешних оппонентов. Например, выстраивание подхода России и США к СНГ с точки зрения стабилизации обстановки и повышения управляемости этого пространства.
Второй – выработка этой новой позитивной повестки дня в тех областях и регионах, где сотрудничество желательно, однако пока отсутствует. Все это, правда, потребует коренного изменения многих направлений и российской, и американской политики, что пока не представляется возможным. Следовательно, единственный выход «здесь и сейчас» – внести в отношения между РФ и США что-то новое.
Важно если и не уравновесить негатив полностью, то по крайней мере создать позитивную канву отношений и укрепить позиции тех, кто все еще выступает за их улучшение.
Основой новой повестки России–США могут стать:
1. Совместные действия по предотвращению распространения радикального исламизма в странах Ближнего Востока, Центральной Азии и на Кавказе. Следует начать диалог о том, как устранить политические и социально-экономические причины радикализма и терроризма, а также выработать совместную программу действий.
2. Выработка общего подхода в деле стабилизации и повышения управляемости обстановки на «Большом Ближнем Востоке». Надо не только выработать одинаковый подход к тому, как улучшить качество государственного управления в каждом из государств региона, но и начать диалог о создании для Ближнего и Среднего Востока системы региональной безопасности (с участием Ирана), гарантами которой выступали бы США, Россия, Китай, Индия и Евросоюз.
3. Принятие совместной программы модернизации и ужесточения режима нераспространения ядерного оружия. Необходимо стимулировать отказ неядерных государств от производства высокообогащенного урана в обмен на предоставление им готового ядерного топлива по льготным ценам и обеспечение возвращения отработанного топлива в страны-поставщики. Россия могла бы стать одним из главных поставщиков готового ядерного топлива при соответствующей финансовой поддержке США и прочих развитых стран.
4. Координация подходов в отношении Китая, выработка стратегии мирного вовлечения КНР в международную систему. Имеет смысл пригласить США в ШОС в качестве наблюдателя.
5. Совместный подход к регулированию мирового рынка нефти и газа. В частности, целесообразно совместно развивать способность РФ выступать в роли «компенсирующего производителя» – в короткие сроки восполнять дефицит энергоресурсов на мировом рынке в случае непредвиденных событий или действий других стран-поставщиков.
6. Углубление экономических отношений Россия–США неэнергетического характера. Например, через сотрудничество американских корпораций и российских научных центров с целью производства новейших технологий, которые были бы собственностью не только США, но и России.
Наконец, необходимо оснастить российско-американские отношения постоянными институтами – воссоздать постоянно действующую рабочую группу на уровне вице-президент США – премьер-министр России, наладить связи на более низком – рабочем уровне между министерствами. Следует также всячески поощрять диалог между представителями гражданских обществ России и США, и прежде всего экспертного сообщества двух стран. Перспективным проектом может стать создание «российско-американского гражданского диалога», аналогичного петербургскому диалогу между Россией и Германией.
|