2006-06-28 16:39:26 Вчера Владимир Путин рассказал собравшимся в Москве российским дипломатам о внешнеполитических приоритетах государства. Участники третьего совещания послов и постпредов поднимались со своих кресел трижды. Президента встретили стоя. Второй раз поднялись под национальный гимн. В третий раз они почтили минутой молчания убитых террористами сотрудников российского посольства в Багдаде. В президиуме рядом с Владимиром Путиным и главою МИДа Сергеем Лаврова сидели премьер Михаил Фрадков, секретарь Совбеза Игорь Иванов и два экс-премьера - глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков и посол на Украине Виктор Черномырдин.
Хотя президент обращался к российской внешнеполитической элите, невидимыми адресатами его речи были лидеры ведущих индустриальных держав мира, которые соберутся в июле в Санкт-Петербурге на встречу «большой восьмерки». Владимир Путин заявил, что в мире «растет запрос на активную роль России в мировых делах». Вместе с тем он посетовал, что некоторые видят в «сильной, возрождающейся России» угрозу и приписывают нашей стране то возрождение «неоимперских амбиций», то «энергетический шантаж».
Российский лидер призвал оценивать внешнюю политику любой страны на основе принципов международного права и «единых, универсальных стандартов». «Принцип «то, что позволено Юпитеру, не позволено быку» - для современной России абсолютно неприемлем» - пояснил Владимир Путин с помощью крылатого латинского выражения. Президент предложил МИДу до конца года разработать «аргументированные и комплексные» предложения по корректировке внешней политики страны.
Накануне саммита «восьмерки» в американо-российских отношениях накопилось немало проблем, при этом критика со стороны США в адрес России звучит все громче. В ответ Владимир Путин сформулировал «аксиому» отношений между Москвой и Вашингтоном - партнерство между ними может строиться "исключительно на основе равноправия, взаимного уважения". Российский лидер адресовал американцам инициативу, направленную на преодоление «фактического застоя в области разоружения». Москва предлагает начать переговоры по замене Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), истекающего в 2009 году. СНВ был подписан США и СССР в 1991 году, предполагал ограничение числа ядерных боеголовок с обеих сторон до 6 тыс. Московский договор Путина и Буша 2002 года, известный как Договор о стратегических наступательных потенциалах, предполагает сокращение боеголовок до 1,7-2,2 тыс к 2012 году. Однако без жестких правил проверки, установленных для СНВ, он вряд ли сможет играть важную роль в обеспечении доверия и безопасности.
Владимир Путин не назвал Иран вслух. Но ясно дал понять, что Россия «не намерена присоединяться к разного рода ультиматумам, которые лишь загоняют ситуацию в тупик, нанося удар по авторитету Совбеза ООН». Иными словами, США не стоит рассчитывать на участие нашей страны в скоординированных действиях Запада против иранской ядерной программы. Ни в каких «священных союзах» Москва участвовать не будет. При этом российский лидер пояснил, что в стремлении ряда стран обзавестись оружием массового уничтожения повинны не только «национальные амбиции», но и «навязываемое всем нам гипертрофированное значение силы в международных отношениях».
Странам СНГ Владимир Путин адресовал сразу два жестких и недвусмысленных послания. Прежде всего, Россия «и впредь будет выполнять свою миротворческую миссию, несмотря на откровенные провокации, с которым мы подчас сталкиваемся». Это значит, что Москва не будет потакать попыткам Кишинева и Тбилиси выставить российских миротворцев из конфликтных зон в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Показательно, что российский лидер подряд перечислил конфликты в Косово, на Кипре, в Закавказье и в Приднестровье, подчеркнув, что принципы урегулирования должны быть универсальны.
Далее Путин отметил, что хотя Россия не ставит под сомнение политическую самостоятельность стран СНГ, наша страна также имеет "право на выбор своих друзей". Эта формулировка предвещает полный отказ от экономического патернализма в отношении бывших собратьев по СССР, сориентировавших свою политику в западном направлении.
Из выступления президента следует, что основными векторами российской политики остаются США, Европа, Китай, Индия и Япония. Посол России в Китае Сергей Разов сказал «Времени новостей», что в свете выступления Путина предстоит «активизация сотрудничества с Китаем как на двустороннем уровне, так и в формате ШОС». Г-н Разов заметил, что не снята и задача активизации конструктивного сотрудничества в треугольнике Россия-Китай-Индия. «Между этими крупнейшими по населению и потенциалу азиатскими державами складывается достаточно конструктивный диалог» - резюмировал дипломат. Президентский призыв к развитию сотрудничества с Японией нашей газете пояснил посол в Токио Александр Лосюков: «Наш курс заключается в развитии всесторонних отношений при одновременном поиске решения проблемы мирного договора». За три года двусторонний товарооборот вырос до 10 млрд долларов, «а вот формулы решения проблемы мирного договора пока нет, и честно говоря, пока ее на горизонте не вижу», - подытожил г-н Лосюков.
Президент напомнил, как в прошлом СССР звали снимать барьеры на пути человеческого общения. Однако теперь на месте «железного занавеса» в наши дни создаются новые барьеры, «хотя на словах все говорят, что Европа должна быть без границ». Владимир Путин выразил надежду, что сочинское соглашение об упрощении визового режима с ЕС вступит в силу до конца года и станет «важным шагом на пути к безвизовым поездкам». Постпред России при ЕС Владимир Чижов заметил «Времени новостей», что в отношении Европы речь идет «не только о содействии укреплению международной стабильности, решении задач чисто внешней сферы, но и, применительно к внутреннему развитию нашей страны, об укреплении социально-экономического положения, содействии российскому бизнесу».
Под занавес Владимир Путин порадовал дипломатов предложением правительству значительно поднять оклады сотрудникам МИДа, дабы повысить престиж и конкурентоспособность дипломатического ведомства. После того, как с совещания удалились представители СМИ, общение президента с дипломатами продолжалось еще минут сорок. По словам Сергея Лаврова, Владимир Путин выслушал выступления руководителей МИД и ведущих посольств: «У президента состоялся живой разговор с ними». Официальный представитель МИД Михаил Камынин сказал «Времени новостей», что после выступления Владимира Путина прошло «детальное обсуждение вопросов, обозначенных президентом в своем выступлении».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Александр ТИМОФЕЕВ
|