"Стандарты в области прав человека и основных свобод в Белоруссии гораздо ниже стандартов в России" |
| 2006-07-03 12:29:47 В конце прошлой недели в Страсбурге завершилась летняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая впервые проходила под председательством России (см. Ъ от 27, 28 и 29 июня). Некоторые итоги сессии по просьбе корреспондента Ъ НАРГИЗ Ъ-АСАДОВОЙ прокомментировал генеральный секретарь Совета Европы ТЭРРИ ДЭВИС.
– Глава МИД РФ Сергей Лавров не приехал на первую сессию ПАСЕ под председательством России. Некоторые члены ПАСЕ восприняли это как пощечину. А каково ваше к этому отношение? – Я просто знаю, что господин Лавров не смог приехать сюда, поскольку у него были неотложные дела в это время в Париже. Я был очень доволен, что господин Грушко (Александр Грушко, заместитель министра иностранных дел РФ.–Ъ) приехал в Страсбург.
– В этом году была принята уже четвертая резолюция, обязывающая Россию ратифицировать шестой протокол об отмене смертной казни. Есть ли у СЕ еще какие-либо механизмы убедить Россию отменить законодательно смертную казнь? – Дело даже не в принятых резолюциях. Россия вступила в СЕ десять лет назад и приняла на себя ряд обязательств перед СЕ. Одним из наиболее важных обязательств была законодательная отмена смертной казни. Конечно, Россия ввела мораторий на смертную казнь, и мы с удовлетворением отмечаем, что со времени введения моратория не было ни одного случая применения смертной казни в РФ. СЕ должен убедить Россию, что она, так же как и другие члены СЕ, должна выполнять свои обязательства, чего она до сих пор не сделала.
– Если РФ не сделает этого, может ли ассамблея лишить Россию членства в СЕ? – Ассамблея не может приостановить членство РФ в СЕ, а вот кабинет министров может. Эта возможность предусмотрена уставом, хотя никогда до этого не использовалась. Я могу вам сказать точно, что возможность лишить Россию членства в СЕ никогда еще не обсуждалась в кабмине, хотя Москва и не выполнила свои обязательства. И когда я встречался с представителями российских властей, они всегда нас заверяли, что Россия вот-вот отменит смертную казнь.
– На нынешней сессии ПАСЕ был снят мониторинг с Латвии. Российские власти считают, что это преждевременная мера, поскольку в Латвии по-прежнему нарушаются права русскоязычного меньшинства. Может, стоит вернуть Латвию в мониторинг? – Процедура мониторинга была начата и снята ассамблеей СЕ. Это компетенция ПАСЕ. Вам наверняка известно, что ПАСЕ состоит из представителей различных парламентов стран–членов СЕ. Они независимы. Ни я, ни кто другой не может навязать решение ПАСЕ. Что касается русскоязычного меньшинства в Латвии, то я неоднократно высказывал свою озабоченность положением этих людей. Я даже побывал с этой целью в Латвии и сделал по итогам этой поездки доклад. На мой взгляд, положение русскоязычного меньшинства в Латвии с тех пор улучшилось. Конечно, наилучший путь для русскоязычного меньшинства – стать полноправными гражданами Латвии. Тогда они смогли бы бороться за улучшение своего положения демократическим путем. Те, кто разубеждает русских становиться гражданами Латвии, оказывает очень плохую услугу и латвийскому, и русскому населению Латвии.
– Россия в начале 2000 года выдвинула идею о разработке единых стандартов мониторинга выборов. Почему СЕ не хочет рассматривать предложение России? – Просто представители РФ не сумели убедить своих европейских коллег и представителей других стран в необходимости принятия единых выборных стандартов. Вообще, подобные стандарты в мире уже существуют, и их немало.
– СЕ собирается продолжить диалог с белорусскими властями. Но как вы будете приглашать белорусских руководителей, если большинство из них занесено в черные списки и не допускается в Европу? – Мы проведем диалог в Минске. Белорусы подтвердили, что готовы к переговорам. Мы и раньше вели подобный диалог: представитель СЕ был в Минске, представители оппозиции и правительства приезжали в Страсбург. Это тянулось два-три года, но, должен сказать, результаты меня разочаровали. При этом я должен с сожалением отметить, что стандарты и нормы в области прав человека и основных свобод в Белоруссии гораздо ниже стандартов в России.
– Недавно была принята резолюция ПАСЕ, обязавшая Россию освободить двух молдаван из приднестровской тюрьмы. Россия считает, что эти обвинения не по адресу. А вы как полагаете? – Гораздо важнее, что до этой резолюции было принято решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на эту тему. Члены СЕ, все наши правительства обязаны выполнять решения, принимаемые ЕСПЧ. Это относится и к России. Судьи ЕСПЧ побывали в Приднестровье, были в этой тюрьме и написали в докладе, что тюрьма контролируется российскими властями. Россия заявила, что не имеет отношения к контролю за этими тюрьмами, но судьи ЕСПЧ черным по белому написали, что именно Россия контролирует их. Поэтому Россия просто обязана выпустить этих заключенных. И вряд ли кто-нибудь может отрицать, что Россия имеет огромное влияние на Тирасполь.
|