"Идеальной системы контроля нет ни у кого" |
| 2006-07-03 14:32:36 К саммиту «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге россияне приурочили выпуск доклада с длинным и сложным названием «Российская Федерация и ситуация в области нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки: угрозы, оценки, задачи и пути реализации». Сделано это потому, что среди основных тем саммита -- обеспечение международной безопасности. Доклад тут же окрестили «белой книгой», а представил ее общественности в пятницу вице-премьер, министр обороны и глава межведомственной комиссии правительства по экспортному контролю и нераспространению Сергей Иванов. Ассистировали ему представитель президента по связям со странами "восьмерки" Игорь Шувалов, "политический директор" от России в G8 замминистра иностранных дел Сергей Кисляк и замдиректора ФСБ Александр Бортников.
Доклад представляет собой, по словам Сергея Иванова, беспрецедентно открытые материалы о ситуации в области нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Ситуация в этой сфере остается крайне сложной. Многие государства стремятся обладать таким оружием, создают собственный научно-технический и технологический потенциал, необходимый для разработки ОМУ. Активизируется международный терроризм, стремящийся приобрести материалы и технологии ОМУ.
Наряду с общепризнанной пятеркой ядерных держав -- официальными членами «ядерного клуба» -- есть и не признаваемые в качестве таковых Индия, Пакистан и Израиль. Есть Северная Корея, заявившая о наличии у нее ядерного оружия. Еще около 20 стран мира может реализовать свои возможности в этой области. Для некоторых стран из этой двадцатки ядерный выбор лишь вопрос политической воли. А создавать химическое и биологическое ОМУ могут практически все развитые и целый ряд развивающихся государств.
Арсенал средств доставки ОМУ также крайне разнообразен. Уже сейчас более 20 государств мира или располагает баллистическими ракетами, или в состоянии создать их в обозримой перспективе. Для реализации своих целей представители отдельных государств, а также террористы любыми способами пытаются получить доступ к чувствительным товарам и технологиям. Иногда им это удается, признал Сергей Иванов. Глобализация повышает информированность о путях создания ОМУ и его компонентов, облегчает поиск материалов и технологий. Для этого используются подставные фирмы-однодневки, многочисленные посредники.
Самое опасное, признают спецслужбы развитых стран, что сегодня уже сформировался нелегальный черный рынок оружия массового уничтожения. При этом какого-либо влияния на террористические группы здесь вообще не существует. Это одна из наиболее серьезных угроз для человечества. Предотвратить ее можно только сообща, в том числе и в рамках «большой восьмерки».
На саммите G8 в Санкт-Петербурге, несомненно, зайдет речь о важности системы международных договоров и соглашений, выполнении всеми государствами договоренностей в сфере экспортного контроля. «Исключений тут быть не может», -- уверен российский вице-премьер. Одновременно участники саммита поделятся методикой совершенствования национальных мер государственного регулирования и контроля за оборотом товаров и технологий, связанных с созданием ОМУ и средствами его доставки.
В России в последние годы удалось наладить строгий учет и защиту ядерного оружия, опасных химических, биологических и радиоактивных материалов. Внедряются внутрикорпоративные программы экспортного контроля. Кстати, такого рода программы, призванные снизить риск неумышленных нарушений правил экспортного контроля, созданы более чем в 400 организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с товарами военного и двойного назначения. Готовятся изменения в закон об экспортном контроле. На основе оперативных данных ФСБ сформирован перечень иностранных предприятий, связанных с военными программами. Это около 1,5 тыс. организаций.
Внутрифирменные программы контроля -- принципиальный вопрос, поскольку государство не может контролировать сотни тысяч предприятий, в том числе фирм-однодневок. «Идеальной системы контроля нет ни у кого в мире», -- констатировал Сергей Иванов. Самый известный и опасный случай -- сеть пакистанского ученого Хана, распространявшего ракетные и ядерные технологии в разных частях мира.
Все возможные каналы утечки опасных товаров и технологий с территории России, по мнению г-на Иванова, достаточно надежно прикрыты. А если попытки нарушения экспортного контроля все же имеют место, они эффективно пресекаются компетентными органами. Проблема утечек обсуждалась в Совете безопасности, на заседании межведомственной комиссии. Создана Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Но есть "геополитические" трудности. Отдельные государства стараются политизировать проблемы нераспространения ОМУ. В частности, заморожено соглашение о невыводе оружия в космос. Тормозится верификационный механизм конвенции о запрещении биологического оружия. Иногда по вине недобросовестных конкурентов многосторонние контрольные режимы становятся средством борьбы за рынки сбыта обычных вооружений.
Озабоченность у российских властей вызывают попытки нажима на Россию через санкции в отношении некоторых отечественных предприятий. Правда, в последние три-четыре года число санкций против отдельных российских компаний резко снизилось. Американцы через конгресс сняли ряд ограничений на сотрудничество с Россией по линии «Роскосмоса».
В США связи России в области высоких технологий зачастую рассматривают исключительно через призму иранской проблемы. Но у России с Ираном, напомнил Сергей Иванов, никогда не было сотрудничества в области ракетных технологий. В области ядерных технологий только атомная станция в Бушере. При этом все отработанное ядерное топливо, отметил г-н Иванов, будет до грамма и под международным контролем вывезено в Россию для утилизации.
Не обошелся Сергей Иванов и без скандального заявления. По его словам, Украина продала Ирану ракетные технологии, о чем упоминается в брошюре. Суть дела такова. Украинская фирма «Прогресс», дочернее предприятие «Укрспецэкспорта», в 2000--2001 годах поставила шесть еще советских крылатых ракет большой дальности в Китай и еще шесть в Иран. Расследование показало грубейшее нарушение нераспространения ракетных технологий. Известны суммы и офшорные кипрские компании, через которые проводилась оплата ракет. Правда, вчера официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Есефи категорически опроверг слова г-на Иванова о покупке его страной ракет у Украины.
|