Духовный главнокомандующий |
| 2006-07-04 12:13:40 Вчера президент России Владимир Путин встретился с религиозными лидерами, которые приехали в Москву на свой саммит. С подробностями того, как после первого дня заседания эти лидеры все-таки не расстались врагами,– специальный корреспондент Ъ АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ.
За полтора часа до саммита через дорогу от "Президент-отеля", где он проходит, остановился многозначительный, хотя и малочисленный крестный ход, в котором приняли участие два десятка православных активисток преклонного возраста с хоругвями и крестами. Это была акция протеста. Бабушки протестовали против саммита, считая, что он – от лукавого и что объединение всех мировых религий даже на пару дней в одном здании – зло, плоды которого еще долго придется пожинать всем верующим доброй воли.
Но саммит тем не менее состоялся. Встречу религиозных лидеров в Москве организаторы назвали саммитом, имея в виду, что в столицу России приедут первые лица всех мировых религий. Приехали и в самом деле практически все, кого пригласили. Но полноценным саммитом то, что вчера происходило в "Президент-отеле", назвать было нельзя – просто потому, что пригласили не всех. Как известно, не получили приглашения прежде всего папа римский и далай-лама. Митрополит Русской православной церкви Кирилл пояснял, что нельзя смешивать два таких крупнейших события, как приезд папы римского в Москву и саммит мировых религиозных лидеров в Москве, ибо это мероприятия примерно равнозначные и одно может, не дай бог, затмить другое.
По поводу далай-ламы мнения комментаторов противоречили друг другу. Член Межконфессионального совета России (этот совет был одним из главных организаторов этого мероприятия), главный раввин России Берл Лазар сказал, отвечая на мой вопрос, что сначала приезд далай-ламы планировался, а потом планироваться перестал.
– Это решение политическое,– пожал он плечами,– и я с ним не согласен. Политика не должна вмешиваться в такие вещи.
Но она вмешалась. Далай-лама уже несколько лет невъездной в Россию – как раз с тех пор, как между нашей страной и Китаем начали налаживаться все более дружеские отношения, которые рискуют вот-вот перерасти в братские. Между тем в Москве собралось все-таки довольно много религиозных лидеров (так, вместо папы приехали пять кардиналов Римской католической церкви – не в силах все-таки послужить ему равноценной заменой). У входа в конференц-зал "Президент-отеля" перед рамками металлоискателей образовалась длинная очередь. Здесь не было, кажется, ни одного человека, который, выложив телефон и ключ от номера (большинство гостей саммита здесь же и живут), не зазвенел бы, проходя через рамку. Тогда кто-то из них кряхтя доставал из-под сутаны железный крест, кто-то пытался объяснить, что звенит посох (это вызывало еще больше вопросов), кто-то нехотя снимал с шеи орден на цепи. Религиозные лидеры не желали хотя бы на секунду расстаться с атрибутами своей власти. Сотрудники службы безопасности не могли объяснить им, что это простая формальность. В этом при желании можно было бы усмотреть конфликт светской и религиозной цивилизаций, но на самом деле никакого конфликта не было: цепь все равно в конце концов снималась и ложилась на железное блюдо вместе с ключом и телефоном.
Последними за несколько минут до появления президента России в зал зашли первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев (в сопровождении митрополита Климента) и министр иностранных дел России Сергей Лавров (в сопровождении митрополита Кирилла). Патриарх Алексий Второй остался дожидаться господина Путина.
Патриарх в самом начале своего выступления исчерпывающе объяснил собравшимся сверхзадачу этого мероприятия, о которой, уверен, не подозревали бабушки с хоругвями в своих самых кошмарных снах. Религиозные лидеры собрались в "Президент-отеле" в рамках подготовки к "большой восьмерке" в Санкт-Петербурге. Алексий Второй прямо сказал об этом. Патриарх, правда, не сказал, что после второго дня работы саммита будет принято обращение к светским лидерам, благословляющее обсуждение таких насущных проблем, как борьба с терроризмом и экстремизмом. Кроме того, религиозные лидеры завтра прямо с утра намерены поднять на саммите тему энергетической безопасности, чтобы к вечеру успеть осмыслить ее со своей точки зрения. Возможно, патриарх решил не расстраивать собравшихся раньше времени.
Президент России выступил на саммите с приветом горячим его участникам. Он отметил, в последний раз форум такого уровня собирался 25 лет назад и тоже в Москве.
– Это был форум защиты мира,– пояснил, если кто вдруг забыл, Владимир Путин. Из его слов можно было понять, что сейчас над миром нависла по крайней мере не меньшая угроза, чем четверть века назад. Миру, по словам президента России, навязывается конфликт цивилизаций, и пока не очень понятно, что с этим делать. Зато у господина Путина нет никаких сомнений в том, что "идеалы террора строятся на религиозной безграмотности простых людей", так как ни одна из религий, если разобраться, не поощряет террор.
Господин Путин на этих словах вопросительно оглядел религиозных лидеров, сидящих за круглым столом. Но они, слушая президента России, казалось, впали в религиозный транс, который, по моим подсчетам, легко мог закончиться конфликтом цивилизаций. Они сидели, как один, полуприкрыв глаза. Губы некоторых из них шевелились. С прикрытыми глазами сидели за этим столом и господа Лавров и Медведев, впрочем, кажется, по другой причине. Энергетика зала сыграла с ними, похоже, злую шутку, и они, по-моему, тщетно боролись со сном.
– Очень важно наладить конструктивную работу по сближению наших позиций,– заявлял тем временем господин Путин (ему по понятным причинам было легче бороться со сном: он все-таки в этот момент что-то говорил).– Причем целью не может быть механическая, безумная унификация, подчас, простите... тупая!
Господин Путин словно хотел всех тут привести в чувство – и ему это удалось. На свежем слове "тупая" господа Медведев и Лавров широко раскрыли глаза. С такими глазами они по инерции выслушали приветствие саммиту генерального секретаря ООН Кофи Аннана, которое с большим выражением, словно главу из Священного Писания, зачитал митрополит Кирилл.
Аятолла Мохаммад Али Тасхири спрашивал собравшихся, что может быть "прекрасней этой встречи, встречи сердец, встречи, на которой мы будем бороться против терроризма и несправедливости" (по окончании встречи борьбу можно будет, видимо, считать оконченной.– А. К.).
Основной причиной терроризма многоопытный аятолла назвал не религиозную безграмотность населения, а его бедность.
– Решив эту проблему, мы решим и все остальные,– пояснил он.
Трудно было понять, говорил ли он сейчас о конкретной гуманитарной помощи или просто отводил удар от ислама, предупреждая на всякий случай обвинения в том, что именно он, а не бедность может быть источником терроризма (аятолла, очевидно, ознакомился с повесткой работы саммита и хорошо знал, что за ним будет выступать главный раввин Израиля, который, конечно, захочет прилюдно обнажить мощную корневую систему мирового экстремизма). Чтобы раввин понял, с кем он имеет дело, аятолла поблагодарил организаторов за "честь выступить от имени исламских лидеров из Кувейта, Сирии, Бахрейна, Киргизии... а также от всех людей в Африке, Азии и в Америке".
Ну и такое количество людей, стоящее за спиной иранского аятоллы, не смутило главного раввина Израиля Йоны Мецгера. Он выразил искреннюю признательность России за то, что она освободилась от коммунистического ига (ему, очевидно, впервые представилась такая возможность. И было за что: благодаря этому в Израиле стало почти на четверть больше жителей). Кроме того, он выразил "соболезнование российскому народу в связи со зверским убийством российских дипломатов в Багдаде" (публицистический пафос выступления иранского аятоллы от этого, по представлениям раввина, должен был, видимо, снизиться сразу на несколько пунктов).
– Если ты хочешь в чем-нибудь убедить другого,– продолжил раввин, предварительно сославшись на трудную историю взаимоотношений пророка Моисея с Господом,– не действуй самолетами и террористами-самоубийцами, а говори с другими, говори!
И он поговорил, рассказав, как один не очень хороший человек "получил каюту на корабле и начал сверлить переборку, и вода стала заливать пол, а к нему в каюту стали все стучать, и он сказал им: 'Я снял эту каюту за свои деньги и хочу в ней утонуть. Имею право!'". Эта почти библейская история должна была, очевидно, проиллюстрировать тот очевидный факт, что весь мир находится в одной лодке.
Потом раввин напомнил собравшимся, кто такой Авраам ("Это наш отец, он сидит и смотрит на нас" – непонятно, правда, в какой компании; кажется, раввин считает, что в полном одиночестве и рядом нет ни Будды, ни пророка Мухаммеда.– А. К.).
– Надо с уважением относиться к любой вере,– констатировал раввин и, не удержавшись, все-таки добавил,– какой бы она ни была.
Он объяснил собравшимся, почему они встретились за круглым столом. Оказалось, по той же причине, по какой "невеста надевает кольцо, сделанное из золотой палки".
– Я хочу сказать, что каждый, как эта палка, должен согнуться перед другим во имя любви,– сказал раввин, прежде чем перейти к главному, из-за чего, возможно, он вообще приехал в Москву.
Главный раввин Израиля рассказал, как недавно в его стране был убит безоружный мальчик восемнадцати лет ("Он был убит за то, что был евреем").
– А если не будут выполнены требования террористов, то завтра будет убит еще один наш мальчик. И как же тот диалог, о котором аятолла Тасхири говорил так прекрасно?! – воскликнул раввин.– Как они вообще могут это делать?!
Таким образом, раввин и аятолла поругались, еще даже не поговорив друг с другом на этом саммите. Так что предложение раввина создать "международную организацию, как ООН, для религиозных общин, с постоянными представителями" прозвучало, увы, не очень убедительно, особенно после того, как раввин добавил, что "праотец наш Авраам будет очень рад этому".
Глава буддистов Камбоджи ответил на это, что, "если бы все люди следовали наставлениям Будды, никаких конфликтов вообще не было бы".
В общем, все, кажется, вздохнули с облегчением, когда Алексий Второй объявил первое заседание саммита закрытым.
Но, правда, тоже не удержался и благословил собравшихся именем Господа нашего Иисуса Христа.
|