2006-07-04 14:27:20 К заявленным на саммит «большой восьмерки» темам Россия, похоже, готова прибавить еще одну. Под впечатлением от открывшегося вчера в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров президент Владимир Путин пообещал донести все идеи и мысли, которые будут изложены за три дня священнослужителями, до своих коллег во время встречи в Санкт-Петербурге. И даже пообещал, что «все эти идеи будут не только самым внимательным образом выслушаны, но и приняты к исполнению». Российский президент также поблагодарил религиозных лидеров за то, что они откликнулись на инициативу провести этот саммит именно в нашей стране. «Расцениваю это как еще одно признание высокой роли и многовекового опыта России в диалоге цивилизаций», -- отметил г-н Путин.
Религиозный саммит получился действительно очень представительным и, похоже, даже превзошел надежды его организаторов. На три дня Москва превратилась в столицу мировых религий. «Президент-отель», который власти предоставили под проведение мероприятия, наводнился монашескими рясами, митрополичьими клубуками, пестрыми чалмами муфтиев, желтыми одеяниями буддистов, черными хасидскими шляпами и малиновыми шапочками католических иерархов. На встречу приехало более ста делегатов. По выражению Владимира Путина, «собрались люди не только несущие истинную веру в сердце своем, но и обладающие колоссальными знаниями, умеющие ясно и четко доводить свое мнение до миллионов людей, которые прислушиваются к каждому их слову».
Стоит, правда, отметить, что отбор приглашенных проводился Московским патриархатом очень тщательно. Складывается впечатление, что были приглашены те, с кем РПЦ было удобно вести диалог либо на равных, либо на правах преобладающей религии. На саммит приехали, например, глава Грузинской православной церкви патриарх Илия II, верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II, патриарх и патоликос Киликии Арам I, генеральный секретарь Всемирного совета церквей пастор Самуэль Кобиа. Но среди гостей отсутствует столь очевидная для встречи такого масштаба личность Вселенского патриарха Варфоломея. Представители РПЦ также заранее заявили, что не приглашают Римского Папу и далай-ламу. И если отсутствие первого объясняли нежеланием смешивать два крупных события в одно (саммит и визит Папы), то тибетскому лидеру отказали чисто по дипломатическим соображениям -- дабы не нервировать Китай.
Главной темой саммита, как и следовало ожидать, стала выработка мер противодействия экстремизму и терроризму, предтечей коих организаторы встречи, по-видимому, считают попытки вбить клин между крупнейшими конфессиями планеты. Российский патриарх Алексий II и президент Владимир Путин заявили, каждый по-своему, что считают крайне важной миссию духовенства в улаживании межнациональных конфликтов и в ограждении человека от попыток манипулирования верой. Ненавязчиво отметив, что в современной России «толерантность и веротерпимость являются основой гражданского мира, важным фактором социального прогресса», президент фактически сделал заявку на будущую ведущую роль нашей страны в межконфессиональном миротворчестве. «Считаем, что столь же конструктивный диалог необходим и на международной арене, где Россия уже активно взаимодействует с Организацией Исламская конференция, Восточно-христианским форумом, Межпарламентской ассамблеей православия», -- заявил г-н Путин. Более прямолинейно выразился председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Кирилл: главным итогом саммита, по его мнению, должно стать «начало диалога с властью на глобальном мировом уровне».
Российским организаторам и участникам саммита удалось произвести впечатление на зарубежных гостей, и озвученные идеи тут же были дополнены новыми предложениями. Например, главный раввин Израиля Йона Мецгер призвал участников Всемирного саммита религиозных лидеров создать постоянно действующую организацию наподобие ООН. «Религии должны говорить друг с другом, даже если между странами нет дипломатических отношений», -- заявил раввин. Учитывая, что участники саммита уже с утра называли его в шутку «религиозным ООН», подобное официальное предложение с большой вероятностью может быть одобрено и записано через два дня в итоговом документе.
|