2006-07-05 13:39:45 Глава Комиссии ЕС (исполнительный орган Евросоюза – КЕС) Жозэ Мануэл Баррозу выдвинул идею «большой сделки» между Евросоюзом и Россией. Москва должна допустить европейские компании к российским месторождениям нефти и газа, а Брюссель – открыть внутренний рынок ЕС для России. Об этом сообщила вчера газета Financial Times.
По данным издания, Баррозу готов жать на все имеющиеся в его распоряжении рычаги для обеспечения доступа Евросоюза к российским энергоресурсам, которого он безуспешно пытался добиться в ходе недавнего саммита Россия–ЕС в Сочи.
Предполагается, что сделка могла бы найти отражение в новом договоре, регулирующем отношения России и ЕС. Напомним, что последние 10 лет они управлялись Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое истекает в этом году. ЕС является самым крупным торговым партнером России. Товарооборот уже достиг 209 млрд. долл. в год. Соответственно возросла и важность регулирующего эти отношения документа.
В официальном пресс-релизе, поступившем из представительства Еврокомиссии в России, сообщается, что КЕС одобрила условия переговоров о новом соглашении. «Соглашение обеспечит обновленную и более амбициозную основу для развития отношений между ЕС и Россией. Оно будет иметь обязательную юридическую силу для обеих сторон», – говорится в пресс-релизе. При этом КЕС предлагает «сосредоточить особое внимание на постепенном углублении и развитии торговых взаимоотношений, а также на развитии справедливых и открытых отношений между ЕС и Россией в сфере энергетики».
Судя по комментариям FT, в задуманной Баррозу «большой сделке» либерализация доступа на рынки стран ЕС выступает в качестве главной морковки для России. Со своей стороны, в обмен на более широкую свободу экспорта в Евросоюз Россия должна будет укрепить его энергобезопасность. Последнее подразумевает, в частности, свободу доступа европейских фирм к добыче нефти и газа в России и предоставление им права использовать имеющиеся трубопроводы для транспортировки нефти и газа за границу. Все это предусматривается Энергетической хартией, которую пока отказывается ратифицировать Москва.
В КЕС вчера осторожно комментировали ситуацию. В интервью «НГ» пресс-секретарь Питер Пауэр заявил: «Сообщения в прессе я видел. Но пока наши мысли не заняты тем, как организовать подобную сделку. Мы понимаем, что соглашение о свободной торговле с Россией – это не краткосрочная перспектива». По словам Пауэра, ЕС и Россия скорее всего начнут переговоры о новом договоре, определяющем рамки их отношений, к концу этого года. В его рамках будут вестись и переговоры по энергетическому сотрудничеству. Что касается зоны свободной торговли, то мандат КЕС пока не предусматривает заключения особого, преференциального соглашения с Россией.
В то же время Питер Пауэр признал, что в обмен на ратификацию Россией Энергетической хартии ЕС может предложить ей лишь активизацию торговых отношений.
Эксперты «НГ» о потенциальной «большой сделке»
Бен Уэзерал, аналитик Global Insight (Лондон)
Такая сделка предусматривает выгоды для обеих сторон. Российские товары получат более широкий доступ на рынки Европы. Это касается прежде всего сырьевых товаров – нефти, газа, стали и других. И дело даже не просто в доступе – все эти товары будут более конкурентоспособны, чем сейчас. Это имеет немаловажное значение с точки зрения среднесрочной перспективы развития связей. Со своей стороны Евросоюз рассчитывает укрепить свою энергобезопасность, в частности благодаря участию в добыче энергоресурсов в России. Для РФ подобное соглашение было бы выгодно и как свидетельство продолжающейся интеграции страны в мировую экономику. Но если Москва пойдет на договоренности в энергетической области, то только на своих условиях. И вряд ли следует ожидать прекращения монополии «Газпрома» в вопросах добычи газа и использования транспортных газопроводов.
Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл»
Идея своего рода обмена права на доступ европейских компаний к российским месторождениям нефти и газа на предоставление свободы экспорта российских товаров в Европу представляется неравноценной. Россия в принципе допускает участие иностранных фирм в добыче нефти и газа на ее территории, но лишь в качестве миноритарных инвесторов. Особенно это касается крупных – стратегических – месторождений, где этот принцип закреплен законодательно. Нельзя также ожидать и отказа «Газпрома» от монопольного использования экспортных газопроводов. Более того, Дума принимает меры к законодательному закреплению права государства на газопроводы.
Артур Блинов, Андрей Терехов
|