2006-07-06 16:04:03 В Москве вчера открылась двухдневная VII Европейская конференция генеральных прокуроров под председательством российского генпрокурора Юрия Чайки. В форуме также приняли участие президент Владимир Путин, глава Совета Федерации Сергей Миронов, министр иностранных дел Сергей Лавров, комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Томас Хаммарберг, заместитель генерального секретаря СЕ Мод де Бур-Буркиккио, гендиректор СЕ по правовым вопросам Ги де Вель, а также глава МВД Рашид Нургалиев, секретарь Совета безопасности Игорь Иванов и руководители судебной системы.
В здании «Президент-отеля» собралось более 150 человек, в том числе генпрокуроры 44 стран -- членов Совета Европы. Официально форум посвящен вопросам защиты личности, в том числе жертв и свидетелей преступлений, особенно несовершеннолетних, а также лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Однако и г-н Чайка, и выступивший вслед за ним президент Путин вежливо, но совершенно целенаправленно основной акцент сделали на чрезмерную политизированность западных властей по отношению к России.
Так, г-н Чайка предложил иностранным коллегам разработать механизм разрешения споров, связанных с экстрадицией обвиняемых. У российской Генпрокуратуры, как известно, за последние годы таких споров накопилось более чем достаточно. Европейские страны, особенно Великобритания, упорно отказываются отдавать России целый ряд лиц, считая, что на родине их преследуют по политическим мотивам. Причем счет таких «невозвращенцев» идет уже на десятки -- это и Борис Березовский, и чеченский эмиссар Ахмед Закаев, и топ-менеджеры ЮКОСа. И состоявшийся форум оказался для российских властей прекрасным поводом для изменения ситуации.
«Это можно делать как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В частности, по договоренности с коллегами из прокуратуры Великобритании мы намерены совместно проанализировать все аспекты и спорные моменты при разрешении вопросов о выдаче российской стороне подозреваемых», -- сказал г-н Чайка. Он также пообещал, что если опыт с этой группой окажется удачным, Россия выйдет с инициативой в СЕ, чтобы внедрить такую практику и с другими странами, напомнив, что проблемы с экстрадицией были и у некоторых других стран -- к примеру, у Франции и Кипра.
Владимир Путин со своей стороны явно посетовал иностранным гостям на предвзятое отношение к России по правовой тематике. Имея в виду недавнюю критику со стороны мирового сообщества по поводу закона о неправительственных организациях (НПО), он отметил: «Мы открыты для честного, неполитизированного диалога по правозащитной тематике и хотим, чтобы он был направлен на решение вполне конкретных проблем, которых немало и на Западе, и на Востоке. Но для нас неприемлемо использование правозащитной тематики для политического давления и каких бы то ни было конъюнктурных целей. Мы прекрасно осведомлены о ситуации в этой области». Еще более откровенно г-н Путин выказал недовольство по поводу отказа в выдаче европейскими странами отдельных россиян. «Нам трудно объяснить отказы со стороны отдельных стран в экстрадиции подозреваемых в причастности к терроризму, тем более предоставление им некоего политического статуса», -- отметил президент, явно намекая на Ахмеда Закаева и Бориса Березовского, получивших за рубежом статус политбеженцев.
Впрочем, в целом г-н Путин отметил высокую моральную составляющую съезда прокуроров, сравнив его с прошедшим чуть раньше в Москве саммитом религиозных лидеров. «Слушая выступление своих коллег по профессии, у меня создалось впечатление, что это очень похожая аудитория -- не только по количеству участников, но и по тому, что было сказано», -- сказал президент. По его словам, религиозные лидеры так же, как генпрокуроры, занимаются обеспечением соблюдения норм, которые закреплены в Священном писании, Библии и Талмуде.
|