2006-07-07 16:37:07 Владимир Путин, как выяснилось, совершенно не жалеет о газовой войне Москвы и Киева, которая слегка поморозила Балканы и Апеннины и изрядно напугала остальную Европу, несмотря на то, что она произошла в год председательства России в «большой восьмерке». «Я рад этому! -- сказал президент, отвечая на вопросы в ходе интернет-конференции. -- Мы ради этого все делаем. Мы же вынесли в повестку дня вопрос энергетической безопасности». Более того, по его словам, европейцам «радоваться нужно», поскольку в итоге «Газпрому» удалось разделить контракт на транзит газа для нужд ЕС с договоренностями о поставках самой Украине, что «улучшит снабжение западноевропейских потребителей». «Так что я считаю, что мы добиваемся тех результатов, ради которых этот вопрос и был поставлен в повестку дня «восьмерки», -- подчеркнул президент.
Вчера же в «Газпром» приезжала делегация во главе с министром топлива и энергетики Украины Иваном Плачковым и утвержденным на днях главой «Нафтогаза Украины» Александром Болкисевым. Визит не привел к потеплению отношений и не принес никаких конкретных результатов. Киев по-прежнему имеет около 11 млрд кубометров дефицита в балансе газа на четвертый квартал этого года («Газпром» отказался покупать у Туркмении газ для Украины по 100 долл. за тысячу кубометров), а «Нафтогаз» находится в тяжелейшем финансовом положении. По итогам первого полугодия долги «Нафтогаза» перед поставщиками в лице RosUkrEnergo («Газпром» владеет компанией на паритетных началах с украинскими предпринимателями Дмитрием Фирташом и Иваном Фурсиным) и «Укргазэнерго» (учреждено RUE и «Нафтогазом» в равных долях для снабжения газом конечных потребителей) составили 382 млн и 200 млн долл. соответственно.
Украинская делегация пообещала главе «Газпрома» Алексею Миллеру частично погасить задолженность до конца июля. Однако поддержки в борьбе с газовым дефицитом, по информации «Времени новостей», она не нашла. Тогда гг. Плачков и Болкисев предложили возобновить обсуждение темы о газотранспортном консорциуме по управлению и развитию системы магистральных газопроводов на территории Украины. Пять лет назад проект преподносился как большой прорыв и согласовывался на высшем уровне лидерами России, Украины и Германии. Судьба Леонида Кучмы известна, бывший немецкий канцлер за деньги помогает «Газпрому» строить Северо-Европейский газопровод в обход Украины, а Владимир Путин теперь систематически отчитывает западные СМИ и политиков за истерику вокруг перехода России на рыночные отношения с соседями в газовой сфере.
«Россия в течение 15 лет снабжала своих ближайших соседей газом по нерыночным ценам и в течение 15 лет ежегодно оказывала практически экономическую помощь в размере от трех до пяти миллиардов американских долларов ежегодно», -- повторил вчера российский президент свою мысль, высказанную перед Новым годом, когда газовая война еще не началась, но уже назревала. В течение всего прошлого года «Газпром» призывал Киев заключить контракты на поставку и транзит газа на рыночных условиях (сначала по 160, а затем по 230 долл. за тысячу кубометров вместо действовавших тогда 50 долл.). До боя курантов 31 декабря компромисс так и не был найден, и утром 1 января в «Газпроме» состоялась прямая трансляция прекращения поставок газа на Украину. Впрочем, украинские потребители от этого не пострадали, поскольку нехватка сырья была в режиме реального времени покрыта из экспортного потока, который «Газпром» транспортирует через Украину в Европу. 3 января российский концерн полностью восстановил газоснабжение, а ночью того же дня «Газпром», «Нафтогаз» и швейцарский трейдер RosUkrEnergo подписали «мирное соглашение». RUE стал эксклюзивным поставщиком импортного газа на Украину с базовой ценой 95 долл., а «Газпром» получил отдельный контракт на транзит.
«Я же вам сказал: зависели, крайне зависели наши потребители в Западной Европе от наших договоренностей с Украиной, от того, за сколько мы газ продадим Украине. Получат из-за этого европейцы газ в полном объеме или нет? А теперь мы договорились разделить эти два вопроса», -- говорил вчера Владимир Путин, имея в виду именно соглашение от 4 января.
Впрочем, дальнейшее развитие событий четко продемонстрировало, что даже два контракта не гарантируют энергетическую безопасность европейских потребителей. Холода, наступившие одновременно в Европе и на Украине, привели к тому, что часть газа, предназначенная покупателям из ЕС, так и не дошла до адресатов. И нет никаких оснований полагать, что этой осенью будет по-другому, если в украинском газовом балансе сохранится дыра в 11 млрд кубометров -- это полуторамесячное потребление всей страны.
|