2006-07-12 15:30:15 Министры иностранных дел стран «шестерки» по Ирану (пять постоянных членов Совбеза ООН -- Россия, США, Китай, Великобритания, Франция -- плюс Германия) соберутся сегодня в Париже. Как подтвердили «Времени новостей» в департаменте информации и печати российского МИДа, нашу страну будет представлять Сергей Лавров. Цель встречи -- «продолжение обмена мнениями о ситуации вокруг иранской ядерной программы».
Встреча в Париже -- последняя попытка сдвинуть иранскую проблему с мертвой точки накануне открывающегося 15 июля в Санкт-Петербурге саммита «большой восьмерки». Надежд на прорыв почти не осталось. Похоже, что Тегеран, как и обещал, не ответит на предложения «шестерки» ранее середины августа. Это подтвердил вчера секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани, встретившийся в Брюсселе с верховным представителем Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьером Соланой. Он призвал не спешить в столь важном вопросе: «Поскольку нам предстоит долгий процесс, мы должны быть терпеливыми и все делать точно». После встречи с Соланой он пояснил журналистам, что европейское предложение содержит слишком много «двусмысленностей». По словам Лариджани, «серьезный разговор» может состояться лишь после исключения этих «двусмысленностей».
Иранец и испанец могут вновь встретиться уже сегодня после заседания «шестерки». Но прежде г-н Солана доложит министрам о скромных результатах вчерашней четырехчасовой встречи. Накануне представитель ЕС был немногословен: «Мы проанализируем ситуацию и увидим, как двигаться дальше».
За этими словами скрывалось разочарование. Европейцам очень хотелось услышать от Ирана ответ на предложения «шестерки», доставленные в Тегеран 6 июня все тем же Соланой. Они предусматривают поставки в страну ядерных реакторов на легкой воде, топлива для АЭС и передовых промышленных технологий с единственным условием: Иран должен прекратить обогащать уран. Но Тегеран непреклонен: обогащение продолжится, формальный ответ будет дан в августе.
Мировые нефтяные рынки нервно отреагировали на безрезультатную встречу Соланы и Лариджани. Цены на нефть пошли вверх: на Hью-Йоркской бирже на 55 центов за баррель (до уровня 74,16 долл.), на Лондонской -- на 81 цент (до 73,70 долл. за баррель).
Иранский дипломатический источник «Времени новостей» объяснил твердость позиции Тегерана тем, что «самостоятельные научно-практические разработки в ядерной сфере жизненно важны для развития национального промышленного и научного потенциала». Как подтвердил вчера президент Махмуд Ахмадинежад, «иранская нация ни на йоту не отступит в реализации всех своих прав, в том числе в использовании возможностей по производству ядерного топлива».
Глава МИД Ирана Манучер Моттаки предостерег мировые державы от соблазна использовать саммит «большой восьмерки» для выдвижения Тегерану новых требований. С ним неожиданно согласился Париж. Во французском МИДе вчера дали понять, что форум G8 не вправе предъявлять Ирану новые условия или ультиматумы, поскольку в нем не участвует один из полноправных членов «шестерки» -- Китай. Китайский председатель Ху Цзиньтао, как известно, будет участвовать в одной из встреч на саммите G8, но лишь в качестве приглашенного вместе с лидерами Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР, Конго и Казахстана.
|