2006-07-12 15:39:29 Глава «Росатома» Сергей Кириенко вчера пролил свет на соглашение по мирному использованию атомной энергии, которое в конце недели планируют подписать Владимир Путин и Джордж Буш. Россия, по словам г-на Кириенко, не планирует ввозить отработанное ядерное топливо (ОЯТ), произведенное в других странах. "Мы не ввозили, не ввозим и не будем ввозить чужое отработанное топливо, единственное, что делает Россия -- возвращает топливо, созданное в России", -- сказал он Интерфаксу. При этом в соглашении будут отмечены три основных пункта сотрудничества: развитие технологий на быстрых нейтронах, технологий производства МОКС-топлива (смешанное уран-плутониевое топливо для АЭС) и обогащение в России американского урана для американских АЭС. Только первые два пункта могут в ближайшие десять лет принести России, по оценке экспертов, около 8 млрд долл., и до 1 млрд -- третий.
Газета Washington Post на днях сообщила о том, что Владимир Путин и Джордж Буш на саммите «большой восьмерки» собираются подписать соглашение по мирному использованию атомной энергии -- первое в истории России и США. Американские эксперты указывали, что скорее всего президент США согласился пустить Россию на рынок ОЯТ (10% этого рынка в 2001 году в Минатоме оценивали в 20 млрд долл.) в обмен на уступки по иранскому вопросу (см. «Время новостей» от 10 июля). Однако источники в «Росатоме» заявляли, что ОЯТ в Россию после подписания соглашения президентами ввозиться не будет. Вчера это подтвердил г-н Кириенко.
По словам главы «Росатома», соглашение в атомной сфере станет одной из главных тем на двусторонних переговорах Владимира Путина и Джорджа Буша. Американская сторона, судя по всему, будет добиваться обогащения своего урана в России. США контролируют четверть мирового уранового рынка. А в нашей стране, говорит бывший замминистра по атомной энергетике, первый замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин, для обогащения имеются свободные мощности. К тому же способ обогащения -- центрифужный -- самый эффективный в мире и относительно дешевый. «Если Россия получит гарантированные заказы по обогащению, это будет очень хорошо для атомной промышленности, -- сказал «Времени новостей» г-н Нигматулин. -- Мы сможем тогда развивать мощности по обогащению, будем потреблять много сибирской и уральской электроэнергии (ведь обогащение урана -- это не что иное, как превращение электроэнергии в ядерное топливо) и в конце концов заработаем неплохие деньги». А так как Россия -- ядерная держава, то у Америки нет оснований для беспокойства, что ее уран теоретически может использоваться для создания какого-либо оружия. «Наоборот, Америка заинтересована в том, чтобы в России развивалась атомная энергетика -- чтобы она замещала нефть и газ, которые пойдут на экспорт», -- говорит г-н Нигматулин.
Россия же будет добиваться того, чтобы США выполнили межправительственное соглашение, подписанное в 2000 году. В нем речь идет об утилизации по 34 тонны оружейного плутония путем переработки в МОКС-топливо, для чего необходимо было в каждой стране построить по специальному заводу. Предполагается, что финансировать строительство обоих заводов будут США. Стоимость американского завода, говорят в Минатоме, 4--5 млрд долл., российского -- 2--3 млрд долларов.
Но МОКС-топливо эффективно использовать в реакторах на быстрых нейтронах. В России есть пока только один такой реактор -- БН-800. Он является опытно-демонстрационным. Для серийного и коммерческого производства таких реакторов необходимы миллиарды долларов и время -- как минимум десять лет. Сотрудничество с Америкой по развитию технологий на быстрых нейтронах, говорит источник в «Росатоме», могло бы, во-первых, найти финансирование НИОКР -- это стоит более 5 млрд долл., а во-вторых, ускорить начало серийного производства. США же, в свою очередь, получили бы доступ к российским научным технологиям, к реактору БН-800 и к опыту его эксплуатации и тем самым привнесли бы импульс в программу Generation 4. В итоге Россия и США стали бы де-факто монополистами по производству реакторов на быстрых нейтронах в мире.
Если Джордж Буш подпишет такое соглашение с Владимиром Путиным, США наверняка будут пытаться использовать его для смягчения российской позиции по иранскому вопросу. И наоборот, очевидно, что именно от переговоров по иранской проблеме зависит, что именно в итоге будет записано в соглашении по мирному использованию атомной энергии.
|