2006-07-14 15:30:44 Президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад вчера отверг возможность отказа его страны от обогащения урана и пригрозил, что Тегеран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), если мировое сообщество введет против него санкции. Заявление иранского лидера, прозвучавшее в ответ на принятое в среду вечером в Париже решение "шестерки" мировых держав вернуть иранское ядерное досье в СБ ООН, продемонстрировало нежелание Тегерана принять предложенную ему ядерную сделку. Лишенная аргументов в пользу неприменения санкций Россия пытается свести их до минимума, настаивая на невозможности силовой операции.
"До сих пор Иран действовал в рамках ДНЯО и МАГАТЭ. Однако западные страны должны знать, что если иранский народ сочтет их действия неискренними и лишенными доброй воли, он пересмотрит свою ядерную политику, которая пока остается мирной",– говорится в заявлении президента Ахмади-Нежада, текст которого появился вчера утром на сайте государственного телевидения Ирана. Жесткое заявление иранского лидера, в котором он предупредил Запад о возможности выхода его страны из режима нераспространения, стало ответом на принятое в Париже шестью мировыми державами решение вернуть иранское ядерное досье на рассмотрение СБ ООН. Вчера иранский лидер также появился на телеэкранах, в присущей ему безапелляционной манере заявив, что об отказе его страны от обогащения урана не может быть и речи. Что же касается пакета предложений "шестерки" по урегулированию иранского ядерного кризиса, переданного Тегерану еще в начале июня, то реагировать на него иранская сторона по-прежнему не спешит. "Мы дадим ответ к концу месяца мордад, который заканчивается 22 августа",– сообщил Махмуд Ахмади-Нежад.
Между тем обсудившие в среду вечером иранскую ядерную проблему представители США, Великобритании, Франции, Германии России и Китая не намерены ждать так долго. Уже в середине августа они могут предложить проект резолюции СБ ООН, предусматривающей введение санкций против Ирана. Об этом сообщил по итогам переговоров во французской столице хозяин встречи, глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази. По его словам, неудовлетворенные отсутствием позитивной реакции Тегерана на предложения "шестерки" пять постоянных членов Совбеза и Германия приняли в Париже решение "действовать в два этапа".
Первый этап предусматривает принятие СБ ООН уже в ближайшие дни резолюции, требующей от Ирана прекращения работ по обогащению урана. Второй этап будет зависеть от дальнейших действий Тегерана. "Если к середине августа Иран даст отрицательный ответ, то мы предложим резолюцию на основе главы 7 устава ООН, в частности, статьи 41, которая предлагает набор санкций, включая экономические",– пояснил господин Дуст-Блази.
В принятой в Париже дипломатами шести государств резолюции говорится, что ввиду отсутствия положительного ответа Тегерана на переданные ему предложения у "шестерки" "нет другого выхода, кроме обращения в СБ ООН". "Мы согласились с необходимостью выработки Советом Безопасности ООН резолюции, которая обязала бы Иран прекратить те действия, на приостановке которых настаивало МАГАТЭ",– говорится в резолюции. Правда, в ней содержится оговорка, что если Тегеран все-таки выполнит решения МАГАТЭ и Совбеза и приступит к переговорам, страны "шестерки" будут готовы "воздержаться от новых действий в Совбезе". Впрочем, вчерашнее заявление Махмуда Ахмади-Нежада, фактически расставляющее все точки над i, делает перспективу возобновления переговоров весьма туманной.
Между тем, по мнению наблюдателей, принятая в Париже резолюция стала победой сторонников жесткой политики в отношении Ирана, прежде всего США, заставивших Россию и Китай пойти на ощутимые уступки. Наблюдатели обращают внимание на то, что Москва и Пекин, до последнего сопротивлявшиеся передаче иранского ядерного досье в СБ ООН, в итоге были вынуждены согласиться со своими западными коллегами. Нежелание Тегерана договариваться отметил и глава МИД РФ Сергей Лавров, признавший, что иранский лидер не сдержал слово, данное Владимиру Путину в Шанхае. "Нас разочаровало отсутствие позитивной реакции Ирана, тем более что это идет вразрез с тем, что говорил президент Ахмади-Нежад президенту России месяц назад в рамках участия в мероприятиях ШОС",– заявил глава МИД РФ.
онимая, что у нее уже не осталось аргументов для обоснования дальнейшего нежелания поддержать передачу иранского досье в СБ ООН, Москва в то же время пытается свести наказание Ирану к минимуму. Так, она по-прежнему исключает такую имеющуюся в арсенале СБ ООН меру, как применение силы. "Силовой путь – это путь в никуда",– еще раз отметил вчера российскую позицию Сергей Лавров. Он также дал понять, что на данный момент Москва выступает против применения к Ирану экономических санкций.
|