Давайте дружить стойбищами |
| 2006-07-17 16:46:17 Малые народы российского Приамурья решили наладить отношения со своими соплеменниками из соседнего Китая. Первый опыт такого общения состоялся в небольшом нанайском селе Кондон в Солнечном районе Хабаровского края.
В село Кондон китайские нанайцы были приглашены на тройной праздник. В один день жители небольшого нанайского стойбища отмечали 355-летие села, 75-летие существования на берегах таежной речки Девятки рыболовецкого колхоза «Сикау покто» (в переводе на русский «Светлый путь», одно из немногих коллективных хозяйств, доживших до наших дней), а также 90-летие со дня рождения первого нанайского поэта Акима Самара.
Российские нанайцы принимали гостей на широкую ногу. Большую часть расходов на роскошный для небольшой деревни праздник взяли на себя правительство Хабаровского края и администрация Солнечного района. Местные жители продемонстрировали своим дальним родственникам старинные шаманские церемонии, свадебный обряд, угостили традиционными блюдами из сырой рыбы, черемши и папоротника. Хэчжэ (китайские нанайцы) ответили концертом национального творчества. Только, как признали жители Кондона, музыка, песни и танцы соплеменников с другого берега Амура больше соответствуют китайским обычаям, чем традициям коренных народов Приамурья.
В российской части бассейна Амура проживает около одиннадцати тысяч нанайцев. В соседнем Китае насчитывается около пяти тысяч хэчжэ. Так в Поднебесной называют нанайцев, которые в разное время переселились на территорию нынешней КНР из низовий Амура. По словам главного специалиста по делам национальностей при правительстве Хабаровского края Валентины Шабельниковой, на протяжении многих десятилетий какие-либо контакты между нанайцами, разделенными советско-китайской границей, были полностью исключены. В КНР селения хэчжэ подверглись тотальной китаизации, так что сегодня родным языком здесь владеют только пожилые люди.
Подобная ситуация и на российской стороне Амура, хотя нанайский язык в национальных селах обязательный предмет. Но, как подчеркнул глава сельского поселения Кондон Владимир Самар, дети родную речь изучают как иностранный язык, поскольку разговорным языком нанайцев уже давно стал русский. Итогом поездки китайских нанайцев к российским соплеменникам станет совместная программа развития культуры и языка некогда единого народа. В ближайшем будущем появятся пособия для изучения двух диалектов. А поездки аборигенов двух стран друг к другу предполагается сделать регулярными.
По словам руководителя управления по делам национальностей уезда Жаохэ г-на Хэ Юй Цая, хэчжэ освоили верховья рек Уссури и Сунгари еще в ХIХ веке. Так как разграничение Приамурья Россия и Китай завершили только в 1858--1860 годах, до этого времени все аборигены Амура официально считались подданными китайского богдыхана. Но после того, как в нанайских стойбищах началась политика русификации, часть аборигенов перебрались в Маньчжурию.
Краевед Софья Самар из села Кондон эту историю излагает в несколько иной трактовке. Действительно, вплоть до середины ХIХ столетия развитие нанайского этноса шло в русле китайской цивилизации. Гольды (так именовали коренных обитателей Амура в позапрошлом веке) по происхождению были близки маньчжурам, которые в эпоху правления династии Цин считались в Китае привилегированным народом. Тем не менее нанайцев никогда не считали полноправными гражданами империи. Для властей Поднебесной они до последнего времени оставались северными варварами. После перехода Приамурья и Приморья под флаг российской империи редкие представители цинской администрации пытались было организовать переселение податного населения в Маньчжурию, но особенных успехов эта политика не принесла.
Массовый исход нанайцев на юг начался уже после установления на Дальнем Востоке советской власти. Первыми в Китай бежали представители нанайского духовенства. Были случаи, когда наиболее ретивые комиссары попросту топили шаманов в Амуре. С другой стороны, выбраться в Поднебесную старались и наиболее обеспеченные жители охотничьих и рыбацких стойбищ. Побег в Китай давал единственную возможность избежать принудительной коллективизации.
|