2006-07-18 14:35:46 Сегодня грузино-российские отношения выходят на новый виток конфронтации. Парламент Грузии, как объявила его председатель Нино Бурджанадзе, примет решение о прекращении миссии российских миротворцев в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.
500 российских миротворцев вот уже 14 лет являются стержнем Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в Южной Осетии и дислоцируются в зоне конфликта совместно с грузинскими и осетинскими «голубыми касками». Миротворческая операция в Абхазии проводится с 1994 года под эгидой СНГ, но реально квоту Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ СНГ) заполняет только Россия. Мандатом допускается пребывание в зоне противостояния трех тысяч миротворцев. Службу сейчас несут примерно две тысячи.
В феврале грузинские парламентарии уже приняли «предварительное» постановление по миротворцам в Южной Осетии, предупредив, что в случае отсутствия в течение нескольких месяцев прогресса в урегулировании конфликта мандат будет прекращен. Новым постановлением объединяется недовольство в адрес миротворцев в Южной Осетии и Абхазии. Грузия рассматривает миротворцев исключительно как пограничников, за спинами которых происходит аннексия грузинских территорий, в том числе и путем получения абхазами и осетинами гражданства России. Речь идет и о том, что мандат разведения противоборствовавших сторон и прекращения огня уже исчерпал себя и тормозит процесс урегулирования.
В интервью «Времени новостей» председатель парламентского комитета по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия пояснил, что «постановлением парламента российские миротворцы будут переведены в режим вывода, после чего грузинское правительство будет работать над решением новых задач»: «Главное, что мы прекратим миссию российских миротворцев. Как много времени потребуется правительству заменить их другими или сформировать совместные полицейские силы -- с абхазами и осетинами или международные, то это другой вопрос. Факт, что после нашего постановления конфликты больше не будут замороженными, перейдя в фазу решения. Эта фаза не может продолжаться долго. Смогут активнее работать международные посредники».
Депутаты будут действовать по проверенной схеме, которая похожа на прошлогоднюю ситуацию с выводом российских баз. Перед последним раундом переговоров между Москвой и Тбилиси на эту тему грузинский парламент объявил российских военных вне закона. России было некуда деваться, и сейчас эшелонами и автокараванами вывозится имущество закрываемых в течение 2008 года баз в Батуми и Ахалкалаки, где сейчас россияне служат в режиме вывода.
В Сухуми и Цхинвали категорически против вывода российских миротворцев. Там не желают слышать ни о какой интернационализации или совместных полицейских силах. Источники «ВН» в военных ведомствах непризнанных республик подтверждают, что уже разработаны планы выдвижения на линии разъединения собственных формирований в случае вывода российских миротворцев. Президент Абхазии Сергей Багапш вообще заявил: «Абхазия никогда не подчинится решению Грузии о выводе российских миротворцев. Их размещение на территории республики -- это дело российской и абхазской сторон».
Если ССПМ в Южной Осетии чередуют свои посты в переплетенных грузинских и осетинских населенных пунктах, то в Абхазии КСПМ СНГ контролируют по 12 км грузинской и абхазской территорий от линии разъединения на реке Ингури, административной границы непризнанной республики и остальной части Грузии. Российские миротворцы в Абхазии также обеспечивают безопасность сотни военных наблюдателей ООН, которым тоже придется покинуть зону конфликта в случае ухода россиян». Неделю назад Нино Бурджанадзе предупредила о намерении грузинского парламента Совбез ООН. Глава МИД России Сергей Лавров назвал намерение грузинских парламентариев прервать мандат «попыткой уйти от ответственности за срыв мирного урегулирования». По его словам, без учета мнения Цхинвали решения Тбилиси по «голубым каскам» «едва ли будут иметь какое-то практическое значение».
«Заключенные в 1992 году договоренности по Южной Осетии содержат столько юридических погрешностей, что нам будет несложно доказать правомерность требований о выводе миротворцев и возможность сделать это в одностороннем порядке, -- сказал «ВН» Шота Малашхия. -- Что касается Абхазии, то тут все ясно: четыре года назад президент России Владимир Путин и бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе договорились: как только одна из сторон потребует вывода миротворцев, те уходят. До этого мандат продлевался каждые шесть месяцев, и Шеварднадзе в связи с этим регулярно попадал под прессинг оппозиции».
Таким образом, грузинский лидер Михаил Саакашвили уже с парламентским постановлением в руках направится на неформальный саммит СНГ 21--23 июля в Москве. Там он снова собирается провести отдельную встречу с президентом России (предыдущая состоялась в Санкт-Петербурге 13 июня). Между тем помощник президента России Сергей Приходько вчера заявил, что не может на сто процентов сказать, что встреча Путина и Саакашвили на саммите СНГ состоится. С просьбой о двусторонних встречах к российской стороне обратился ряд других лидеров, с которыми Путин давно не встречался. "Если у нас останется время, и мы будем знать, что за этой встречей есть желание реальных шагов, мы постараемся вписать ее в график саммита", -- сказал Приходько.
|