2006-07-20 15:25:20 Оценки международного аэрокосмического салона «Фарнборо-2006» очень разнятся в различных средствах массовой информации. Нет единодушия и среди аналитиков в сфере авиационной и космической техники. Поэтому обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ, который находится в Фарнборо, поинтересовался мнением самих участников выставки. Заодно попросил рассказать и о состоянии российских компаний, участвующих в выставке, их планах. И начал с российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Хотя бы потому, что на «Фарнборо-2006» летает лишь один российский самолет -- МиГ-29ОВТ. К тому же после прихода на РСК «МиГ» 2004 году новой команды менеджеров практически вдвое увеличен ресурс обслуживания МиГ-29, а срок службы новых самолетов -- втрое.
Сергей ЦИВИЛЕВ, первый заместитель генерального директора -- генерального конструктора РСК «МиГ»:
-- Уровень организации выставки в Фарнборо традиционно высок. Нам здесь комфортно. Сейчас РСК «МиГ» -- компания с полным циклом изготовления самолета от конструкторских разработок, проведения испытаний, серийного производства и послепродажного обслуживания. Это и устойчивая бизнес-структура. Портфель заказов «МиГ» -- 2,5 млрд долл. До конца этого года планируем заключить контракты на сумму еще до миллиарда долл. Перспективы связаны в основном с Индией. Основой нашей финансовой стабильности стала глубокая проработка модельного ряда, появление новых услуг, начиная от модернизации МиГ-29 до уровня «4 плюс», серийное производство нового семейства самолетов поколения «4 два плюс», как МиГ-29ММ2, МиГ-35. Кардинально улучшилось послепродажное обслуживание, внедрены абонементные формы обслуживания.
Компания разрабатывает и комплексы технических средств обучения -- тренажеры. В последние два года мы отказались от бесперспективных и экономически невыгодных проектов, модернизировали производственную базу, обратились к новейшим технологиям.
Владимир ВЫПРЯЖКИН, заместитель гендиректора РСК "МиГ" по маркетингу:
-- Активным продажам наших самолетов за рубеж способствует критерий «эффективность -- стоимость», который считается сейчас самым оптимальным. Наши самолеты отличаются высоким техническим уровнем, простотой и надежностью. Поэтому и имеют широкую известность в мире, они состоят на вооружении ВВС 52 стран мира, только последних марок -- в 29 странах. Сейчас выполняются такие крупные контракты, как поставка истребителей корабельного базирования для ВМС Индии и МиГ-29СМТ для Алжира. В перспективе ожидаются поставки МиГ-35. Компания активно модернизирует ранее поставленные самолеты. В настоящее время, в том числе и на «Фарнборо-2006», проводим переговоры с рядом потенциальных заказчиков. В частности, о модернизации МиГ-29 ВВС Индии -- там один из самых крупных парков наших истребителей. С рядом стран Ближнего Востока проводим переговоры о возможности поставок МиГ-29 СМТ и МиГ-29ММ2. И конечно, готовимся к тендеру на закупку и лицензионное производство 126 истребителей, объявленному Индией. Мы планирует участвовать в этом тендере с самолетом МиГ-35. Хорошие перспективы появились в последний год и с самолетом МиГ-31. Ведем переговоры с несколькими странами, которые имеют на вооружении его предшественника -- самолет МиГ-25. Мы готовы предлагать операции «трейд ин» -- замену старых самолетов на более современные. За рубежом сегодня эксплуатируется более 800 самолетов марки МиГ-29, это хороший рынок для модернизации. Компания разработала несколько программ модернизации, в том числе и для Восточной Европы.
Владимир БАРКОВСКИЙ, руководитель инженерного центра РСК «МиГ»:
-- Рыночный спрос на самолеты типа «МиГ» обусловлен новыми техническими и технологическими решениями. Основными для боевых самолетов являются информационные каналы, радиолокационные станции и оптические системы. Компания «МиГ» -- мировой пионер в применении РЛС с фазированными решетками. Более 20 лет назад МиГ-31, единственный в мире, уже имел такую антенну в системе управления огнем. Изготовитель таких антенн -- компания «Фазотрон», контроль над которой со стороны РСК «МиГ» в последнее время усилился. Оптические каналы появились на наших самолетах более 25 лет назад. Сегодня практически создана новая оптическая система, которая имеет лазерный, телевизионный и тепловизионный каналы. Она работает при применении оружия и по наземным, и по воздушным целям. Фирма была пионером и в создании автоматизированных систем управления ведением воздушных боевых операций. Востребованы они и сегодня, особенно при возросшем интересе к МиГ-31. Этот самолет может быть использован как платформа для запуска космических аппаратов весом порядка 100 кг. Россия и Казахстан ведут совместную программу исследований.
Эти системы внедрены и на МиГ-29, сверхманевренность которых вы видите здесь, в Фарнборо. Ключевая цель -- сохранить высокий энергетический потенциал силовой установки. Над этим мы работаем с нашими коллегами с моторостроительных заводов им. Климова и им. Чернышева, которые входят в состав корпорации. Создаются и новые двигатели. Другая ключевая технология -- малая заметность самолета. Ее косметические варианты уже внедрены на отдельных модификациях МиГ-29. Радикальные методы малой заметности нами тоже разработаны. РСК «МиГ» сегодня -- лидер в применении композиционных материалов, во всяком случае в России. 30% поверхности МиГ-АТ сделано именно из композиционных материалов. Опытный вертолет Ка-60, который на 95% выполнен из композитов, сделан на нашем производстве в Луховицах. «МиГ» десятилетия занимался беспилотными аппаратами, некоторые из них, а именно ракетные, стояли на вооружении стратегической авиации СССР. И сегодня тематика беспилотников очень перспективна. Мы в этой сфере сотрудничаем с зарубежными компаниями.
Павел ВЛАСОВ, шеф-пилот РСК «МиГ»:
-- Летать на Фарнборо легко -- спасибо организаторам выставки. МиГ-29ОВТ, который мы демонстрируем здесь, это сочетание маневренных характеристик и безопасности полетов. Он имеет двигатель с отклоняемым соплом. Для управления им фирма «Авионика» создала компьютер, установленный на самолете. Самолет может летать на неограниченных углах атаки, на неограниченно малых скоростях, сохраняя при этом устойчивость, он может разворачивать оружие на противника с угловыми скоростями 70 и 100 градусов в секунду. Это позволяет самолету уходить из-под удара, если его атакуют, или гарантированно победить, если МиГ находится в роли атакующего. Многие современные самолеты боятся потерять управляемость в результате потери скорости. Нашему самолету это не грозит. В небе Фарнборо мы демонстрируем «штопор» на высоте всего 900 метров над землей.
Мы с моим коллегой Михаилом Беляевым прилетели сюда за неделю до открытия авиасалона, участвовали в соревнованиях имени маршала авиации Великобритании Дэниса Миллера и были отмечены главными призами -- мемориальным мечом короля Хусейна и переходящим призом -- бюстом маршала. Этот приз существует с 1997 года, российские летчики на МиГ-29 завоевывали его шесть раз, включая нынешние соревнования.
|