2006-07-24 13:44:39 Две "восьмерки" президентов собрал на прошлой неделе Владимир Путин. Вслед за «большой» собралась другая, поменьше, из лидеров СНГ. И если первой, той, что прошла в Стрельне под Питером, будет посвящен уже открывающийся в Константиновском дворце музей (главным экспонатом там станет давний лотерейный выигрыш Путина, его старенький, но блистательный ныне «Запорожец»), то вторая, московская, останется запечатленной в истории разве что копией скульптуры работы знаменитого Лансере.
Его лошадь под седлом с жокеем, бредущая шагом, была назначена призом президента России победителю скачек на Московском ипподроме. Это празднество должно было стать главным украшением двухдневного неформального саммита СНГ, завершившегося в субботу.
Конечно же восьмерка президентов Содружества оказалась результатом конфуза. Их должно было быть столько же, сколько и лошадей, участвовавших в главном забеге на 2000 метров для жеребцов и кобыл в возрасте трех лет и старше. То есть двенадцать, число, издавна считающееся символом гармонии, совпадающее с числом стран, формально являющихся членами СНГ. И пусть Туркмения себя в таком качестве уже давно не числит, а прибытия Туркменбаши на саммит уже давно никто не ждет. И пусть даже Украина, так и не подписавшая устав СНГ, считается лишь ассоциированным членом Содружества. На эти формальности давно никто не обращает внимания, поскольку СНГ -- структура настолько неформальная, что даже не в состоянии умереть. Несмотря на то что, как заметил 22 июля возглавляющий ныне СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «из принятых за все время его существования 1600 документов работает около 10%» и «всем известно, государства СНГ недовольны его работой, а некоторые очень сильно недовольны».
К этим последним, как известно, относятся Грузия и Молдавия. В меньшей степени -- Украина, поскольку каким-либо участием в структурах СНГ не замечена. Из лидеров «проблемной» тройки приехал в Москву только президент Молдавии Владимир Воронин. Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко остались дома -- обсуждать главную тему саммита, будущее реформирование СНГ, им неинтересно, а личную встречу с Путиным Кремль им не обещал.
Зато президент Молдавии Владимир Воронин прибыл в чрезвычайно хорошем настроении, что отметили все, кто был свидетелем неформального ужина 21 июля в ресторане «Причал» на берегу Москвы-реки. Г-н Воронин не только всех веселил, рассказывая трагикомические истории, но и позволял шутить над собой. Особенно отличался Александр Лукашенко, пенявший Воронину на то, что он не взял с собой молдавского вина, -- мол, здесь бы все вместе его и отведали. Стоит заметить, что в «Причале» нашли ему достойную замену в виде отборных сортов французского и итальянского вина с новенькими российскими акцизными марками, что замечательно сочеталось с изощренно приготовленными блюдами русской кухни, селедочкой с луком и картошкой, жареным на вертеле теленком, сочным филе молодого барашка, а также прочими деликатесами.
Что касается г-на Воронина, то вина он действительно с собой не взял, как признался в интервью «Эху Москвы»: «За шесть лет моей работы президентом приехал в Москву без единой бутылки вина или коньяка -- просто в знак протеста...» Протест молдавского президента, по его словам, объясняется, в частности, тем, что решение о запрете ввоза в Россию молдавского вина не сопровождалось ни единой претензией, оформленной Москвой в письменном виде. Но Воронин тем не менее, не надеясь на отдельную встречу с Путиным, рассчитывал в Москве задать ему «целый ряд вопросов». А чтобы создать для этого благоприятный фон, Воронин взял в Москву решение молдавского парламента о снятии с обсуждения вопроса о выходе страны из СНГ. Впрочем, молдавский президент не скрывает, что для Кишинева отношения с СНГ -- прежде всего это отношения с Россией. А следовательно, участие в саммитах СНГ -- это возможность встретиться с Путиным, чего в нынешней ситуации лишаться было бы опрометчиво...
Это говорит о том, что саммиты СНГ чем дальше, тем больше выглядят как организованные коллективные выезды для встречи с хозяином Кремля в надежде решить с ним двусторонние -- деликатные или не очень -- вопросы. Или попросить его выступить в качестве «разводящего» в отношениях с соседями по СНГ. Или заручиться его поддержкой на предстоящих выборах...
На этот раз такой возможностью, причем гарантированной, не воспользовался президент Армении Роберт Кочарян. Он был единственным, кому обещали двухстороннюю встречу с президентом России. В Ереване объясняют это внезапным гриппом г-на Кочаряна, подхваченным им накануне саммита во время отдыха на озере Севан, что привело к временной потере голоса. Тех же, кто позволил себе предположить «дипломатический грипп» у армянского президента, министр обороны Серж Саркисян назвал «лжеаналитиками».
А вот президент Азербайджана Ильхам Алиев в Москву приехал и не пожалел об этом, хотя с Путиным отдельно и не встречался. Ведь путинский приз на скачках достался вороному жеребцу Эшкия из Азербайджана, пришедшему к фотофинишу «голова в голову» с российским гнедым Сателлитом. И кто знает, не оказался бы рядом с азербайджанцем на месте Сателлита армянский жеребец Хайест Лавер, если бы за него болел не дома, а на ипподроме президент Армении...
В результате единственным президентом стран Содружества, кто удостоился отдельной встречи с хозяином скачек, оказался глава Таджикистана Эмомали Рахмонов. Это было второе их рандеву за последние два месяца, чаще Путин видится только с Нурсултаном Назарбаевым. Однако между этими встречами, совсем недавно, состоялся визит в Душанбе министра обороны США Дональда Рамсфелда. Глава Пентагона был настолько впечатлен его итогами, что, вернувшись домой, направил «Открытое письмо народу Таджикистана», в котором, среди прочего, отметил, что «США с нетерпением ожидают расширения нашего сотрудничества во многих областях в ближайшие годы». Очевидно, что в число этих «областей» может войти и военная. И Душанбе, как пока еще лояльный к Москве член возглавляемой ею Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ, должен был проинформировать главного союзника о сотрудничестве с Вашингтоном. Стоит заметить, что американцы в последнее время особенно выделяют Таджикистан среди стран Средней Азии, обещая ему также различные преференции в сфере энергетики, помощи малому бизнесу и предпринимательству. Такое внимание рассматривается в Душанбе как недвусмысленная поддержка США г-ну Рахмонову, готовящемуся к переизбранию на предстоящих в ноябре в Таджикистане президентских выборах. Заручиться и поддержкой Путина для Рахмонова было бы также совсем не лишним.
По главному вопросу саммита -- перспективам реформирования СНГ -- было принято «соломоново решение». Ответственным за это назначили главного «интегратора» постсоветского пространства -- президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Предваряя свои предложения, он, как ветеран СНГ с 1991 года, наравне с узбекским коллегой Исламом Каримовым, недобрым словом вспомнил тех, кто «придумал» Содружество, членов первой ельцинской команды, Бурбулиса, Шахрая и Козырева. Впервые в таком контексте озвучив эти имена, Назарбаев упрекнул их в том, что «в самих понятиях «содружества» было допущено неправильное понимание», поскольку пример был взят с Британского содружества. При этом, по словам Назарбаева, никто не обратил внимание, что в Британском содружестве государства общаются по-разному. Члены СНГ же подразумевали, сказал Назарбаев, что образовывая Содружество, они смогут оставить экономические связи, транспортные, оборонные, которые были при СССР.
Теперь, «изучая и анализируя, я остановился на пяти схемах» сотрудничества в СНГ, подытожил казахстанский президент, -- «миграционная политика, транспортная, образовательная система, вопросы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема». В ходе саммита, сообщил он, были предложены еще два направления -- «единые подходы в международных вопросах и общее пространство, касающееся оборонной политики». При этом, заметил докладчик, «решения должны приниматься консенсусом и должны быть обязательны для всех».
Но представить себе, что на таких условиях в новое СНГ войдут одновременно Армения и Азербайджан, Молдавия и Украина да еще и Грузия с Туркменией, невозможно. Следовательно, предложенная г-ном Назарбаевым схема в лучшем случае предполагает узаконить существование ОДКБ, объединяющее Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и, де-факто, Узбекистан в качестве правопреемника нынешнего СНГ. За вычетом останутся страны, входящие в ГУАМ и Туркмения. То есть закрепится уже существующая ныне на постсоветском пространстве конфигурация.
Замечательно то, что автором такой точки, поставленной в истории СНГ, станет не Путин, а Назарбаев, уже пару лет назад в Москве публично похоронивший Содружество. А к самой же Москве -- никаких претензий. Хотите регулярных встреч в Кремле -- оставайтесь с нами на наших условиях. Одним словом, поговорим об этом в Минске осенью, на следующем саммите СНГ. Нынешний, 41-й, пока не последний.
|