Москва остановила израильское наступление |
| 2006-07-26 14:46:39 На Ближнем Востоке 50 лет назад произошло событие, сильно изменившее регион и подтолкнувшее Израиль к его второй войне из шести, если считать последнюю кампанию в Ливане. Тогда стало очевидно, что отныне победы и поражения в региональных конфликтах будут зависеть не столько от их участников, сколько от других, более влиятельных держав мира.
26 июля 1956 года египетский президент Гамаль Абдель Насер произнес зажигательную речь на митинге в Александрии, объявив о национализации Суэцкого канала. По Британии и Франции, чьи колониальные империи трещали по швам, был нанесен ощутимый удар. Денежные сборы, взимаемые за прохождение судов по каналу, с завидной стабильностью пополняли карманы британских и французских дельцов. И хотя Насер пообещал компенсации держателям акций, экономические и политические потери Лондона и Парижа значительно их превышали. На египетского президента попытались оказать политическое давление. Безуспешно. Американцы предложили альтернативу национализации -- создание более широкой Ассоциации пользователей Суэцким каналом. Насер счел это обманом и издевательством.
Смелости египетскому президенту придавала поддержка Советского Союза. Москва действовала решительно. Министр иностранных дел Дмитрий Шепилов получил от советского лидера Никиты Хрущева указание: не отдавать Египет и его канал на съедение «империалистам». Через социалистическую Чехословакию наша страна к тому времени уже снабжала египтян оружием. В Совете Безопасности ООН представитель Москвы не позволил западным странам протолкнуть резолюцию, осуждающую Египет.
У Запада остался последний вариант: надавить на Каир силой. Великобритания и Франция назвали войну против египтян операцией «Мушкетер». На подготовку ушло три месяца. Начать сухопутную кампанию в ночь на 30 октября поручили молодому государству Израиль, в 1948 году уже повоевавшему за независимость, а теперь рассчитывавшему захватить новые территории и рассчитаться с египтянами за блокаду Тиранского пролива, перекрывавшую израильтянам сообщение с Суэцким каналом. Британцы и французы по разыгранному сценарию вмешались якобы для того, чтобы обезопасить судоходство по каналу и заставить сцепившихся с израильтянами египтян отвести от Суэца свои войска. И уже 31 октября западные союзники бомбили египетские позиции, а заодно объекты в Каире и Александрии, в том числе гражданские.
При такой поддержке израильтяне эффективно доказали свое военное превосходство. 5 ноября египтяне потеряли и весь Синайский полуостров, и Суэцкий канал. Дела Насера были плохи. Но тут на сцену вышел Хрущев. Председателю Совбеза ООН, главам правительств Израиля, Великобритании и Франции из Москвы полетели телеграммы, в которых буйный и непредсказуемый советский лидер обещал в кратчайшие сроки отправить в зону конфликта «военно-воздушные и военно-морские силы». Ядерные боеголовки у Советского Союза тогда уже имелись в количестве, достаточном, чтобы напугать кого надо. И еще Москва объявила, что на помощь египетским братьям рвутся «советские добровольцы». «Переодели бы наших военных в гражданское и объявили бы их добровольцами. Так и пошла бы Советская армия на Синай. Тогда мы были сильны, и все это знали», -- посмеиваясь, напомнил «Времени новостей» профессор, руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» Анатолий Егорин.
Израильские исследователи не раз говорили автору, что до сих пор ходят слухи -- несколько советских военных успели все-таки принять участие в боевых действиях. Но и Анатолий Егорин, и другой российский историк, директор Института Африки Алексей Васильев в беседе с обозревателем «ВН» категорически отмели такую возможность. «Вот в 1973 году наши люди воевали в Египте, а тогда Хрущев блефовал. Но ему поверили», -- убежден профессор Васильев.
К советскому празднику 7 ноября «тройка агрессоров», как ее называли в Москве, «образумилась». Великобритания, Франция, а следом и Израиль объявили о прекращении огня. Британские и французские подразделения покинули египетские территории 22 декабря 1956 года, израильтяне отошли к линии перемирия 8 марта 1957 года, чтобы через десять лет снова оккупировать Синайский полуостров.
Что неожиданно, усилиям Советского Союза не то что не мешали, но даже помогали США. Тут российские ученые Егорин и Васильев расходятся в оценках. Анатолий Егорин считает, что закулисно Вашингтон поддерживал «тройственную агрессию» и поощрял Израиль к боевым действиям, и только в последний момент, наткнувшись на отпор Москвы, американцы стали активно изображать неприятие войны. Алексей Васильев говорит, что в 1956 году «Москва и Вашингтон разыгрывали одну партию, дули в одну дуду». Национализация Суэцкого канала стала «сигналом к закату колониальных империй Великобритании и Франции, и США это вполне устраивало». В последний раз США и СССР выступили на Ближнем Востоке в унисон.
Итоги той ближневосточной войны стали триумфом Никиты Хрущева. «Это был один из его взлетов», -- говорит «ВН» Васильев. А что же израильтяне? Победили ли они в той, отнюдь не последней, войне с арабами? «Не победили и не выиграли, -- полагает Егорин. -- Но кто знает, что было бы, если б не Москва».
|