«Президент Путин -- настоящий друг Израиля» |
| 2006-07-27 13:58:12 Об операции в Ливане и о спорах с Россией насчет этой войны обозревателю "Времени новостей" Елене СУПОНИНОЙ рассказал посол Израиля в России Аркади МИЛ-МАН.
-- Израиль в этой войне ведет себя, мягко говоря, неумно. В Ливане много жертв среди мирных жителей. Кто-то объясняет это некомпетентностью вашего правительства. Вторая версия -- это лишь выглядит глупо, а на деле скрывает очень умный план Израиля и США по созданию «нового» Ближнего Востока. Какой версии вы придерживаетесь?
-- Конечно, я не поддерживаю ни ту, ни другую. Они не объясняют происходящее. Да, есть мнение, что Израиль применяет якобы неадекватные военные меры. Но нет прейскуранта цены человеческой жизни. Были похищены израильские солдаты (конфликт начался с похищения ливанской группировкой «Хизбалла» двух израильтян 12 июля у границы с Ливаном. -- Ред.). И никто не устанавливал прейскурант -- как отвечать на похищение двух солдат, а как на похищение восьми и так далее.
-- Насчет прейскуранта вы уже где-то говорили. И, насколько я знаю, российскую дипломатию такое объяснение не убедило. Израильтяне уже убили более 380 ливанцев за двух похищенных, а не убитых солдат!
-- В Израиле адекватность ответных мер определяется уровнем угрозы государству и его гражданам. У террористической организации «Хизбалла», мечтающей об уничтожении Израиля, в начале конфликта было около 12 тыс. ракет разного радиуса действия. За время этой войны по Израилю было выпущено более 2800 ракет. Часть ракет и пусковых установок мы разрушили. Но в их распоряжении остается большой арсенал. И мы сейчас уничтожаем эту угрозу.
-- А почему израильтяне вчера уничтожили четверых безоружных миротворцев из ООН?
-- Трагическая ошибка. Идет расследование. Это было непреднамеренно. На днях миротворец ООН был ранен боевиками «Хизбаллы». Почему никто не отреагировал на это? У нас были случаи, когда наши солдаты были ранены своим же огнем. Это же война!
-- Кстати, Россия не считает «Хизбаллу» террористической организацией...
-- Пока в Израиле есть жертвы от обстрелов этой организации, пока они заявляют о стремлении уничтожить нас, мы будем считать ее террористической. Не бывает хороших или плохих террористов. С ними нужно бороться военно-силовым методом. Иначе они воспринимают это как слабость. Почему «Хизбаллу» до сих пор не разоружили? Ведь этого требует резолюция 1559 (принята осенью 2004 года. -- Ред.). Почему об этом все забыли? Где все были?
-- Россия пыталась что-то предпринять, чтобы разоружить «Хизбаллу», и другие тоже.
-- Попытки были. А результат есть? Нет! А мы не можем ждать десятки лет. Нашим детям надо жить в мире сейчас. Проблема в том, что террористы размещают свои штабы, склады и бункеры в жилых районах. Нам приходится действовать в очень сложных условиях. Наша армия даже пренебрегает фактором внезапности -- разбрасывает листовки, предупреждает о бомбардировках. Если бы израильская армия не была цивилизованной, то там давно бы уже шли ковровые бомбардировки. Но мы этого не делаем по двум причинам: мы не заинтересованы в нанесении ущерба мирному населению и мы высоко ценим человеческую жизнь, включая жизнь наших солдат. В-третьих, мы не заинтересованы в расширении конфликта.
Кстати, в России звучит беспокойство о судьбах российских граждан в Ливане, но почему-то никто не говорит, что в Израиле живут сотни тысяч российских граждан. В городе Хайфа, обстреливаемом «Хизбаллой», работает российское генконсульство. Среди тех, кто сейчас находится в бомбоубежищах в городах на севере Израиля, тоже есть граждане России. Есть они и среди тех ребят и девушек, кто служит в израильской армии. Но почему-то никто не выставляет жесткие требования к правительству Ливана, чтобы оно прекратило это безобразие! Эти враждебные действия, осуществляемые и против граждан России в Израиле! Разве российские граждане в Израиле -- второго сорта? Почему нет жесткого давления на террористов, спровоцировавших этот конфликт? Почему я здесь не слышу ни слова об этом?
-- Каковы разногласия между Россией и Израилем по поводу войны в Ливане?
-- Есть определенные разногласия. Например, о чем вы говорили вначале -- адекватны или нет предпринимаемые Израилем меры. Мы считаем, что адекватны, и объясняем российской стороне, что, к сожалению, нет других способов уничтожить это чудовище под названием «Хизбалла».
-- Еще Москва недовольна тем, что израильтяне не слишком помогли при эвакуации российских граждан из Палестинской автономии. Посольство России в Израиле даже направило дипломатическую ноту, где выражалось недоумение по этому поводу.
-- Я напомню, что власти и армия Израиля в координации с вашими властями обеспечили успешную эвакуацию российских граждан из Ливана. Ни один караван с россиянами, покидающими Ливан, не пострадал. Не ради благодарности, конечно, мы помогали людям вернуться на родину. Да, насчет Палестинской автономии была нота недоумения. Но, на мой взгляд, она была несправедлива.
-- Пять часов женщины и дети, россияне, бегущие из Палестины, просидели в автобусах на жаре, потому что на израильско-иорданской границе их не выпускали ваши спецслужбы!
-- Их не выпускали с территории нашего государства, потому что они приехали без необходимых документов. Палестинская сторона этого не обеспечила. Да попробуйте здесь, в России, кого-то выпустить без документов! Жара же в Израиле постоянно. С утра до вечера и с вечера до утра. Мы провели операцию эвакуации россиян в максимально сжатые сроки. Идет война, непонятно, кто с кем связан. Если какой-то израильский солдат или командир допустил ошибку, мы приносим свои извинения.
-- Вы столь осторожно коснулись разногласий между Израилем и Россией потому, что ваша публичная критика российской позиции уже вызвала недовольство нашего руководства? Тот же Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты, негативно оценил ваши высказывания...
-- Моя задача не критиковать, а разъяснять и расширять базу взаимопонимания. Я не слышал о недовольстве российского руководства. Примаков -- это не российское руководство, и, высказываясь об одном из моих выступлений, он, похоже, просто его не слышал. Господин Примаков всегда занимает антиизраильскую позицию, не так давно в одной из статей он выразился неподобающе о нашем министре иностранных дел г-же Ципи Ливни. Он только критикует Израиль и ни одного положительного слова не способен сказать о нашем государстве. Еще когда я учился в израильском университете, я читал много книг и статей г-на Примакова, когда он в советские времена называл мир между Египтом и Израилем не иначе как «сговором империализма» и «заговором против мира».
-- То, что говорит Примаков, повторяют многие чиновники, хотя и неофициально.
-- В России есть люди, которым сложно жить с тем, что государство Израиль развивается и добивается успехов. Они придерживаются советской идеологии. Мне жаль этих людей, которые остались в советском прошлом.
-- В вашей работе вы это ощущаете?
-- Я? Нет. Я ощущаю исключительно хорошее отношение. У нас прекрасные отношения с вашим МИДом. К тому же руководство России -- это прежде всего президент. Позавчера он начал беседу с саудовским принцем со слов, что Израиль имеет право на существование. Президент Путин -- настоящий друг Израиля. И у нас особое отношение к г-ну Путину. Он первый российский лидер, посетивший государство Израиль (в апреле 2005 года. -- Ред.), и его визит стал историческим. В октябре этого года мы отметим 15-летие со дня восстановления отношений между нашими странами. За эти годы мы многого добились. Но тот огромный потенциал, который существует, далеко не исчерпан.
|