Польша призывает Россию к спокойствию и терпению |
| 2006-07-27 14:17:21 Как стало известно «Времени новостей», в ближайшее время может состояться встреча президентов Польши и России Леха Качиньского и Владимира Путина. Победивший на выборах в октябре 2005 года пан Качиньский после прихода к власти заявил, что Россия -- "сложная проблема". Личные отношения двух президентов тоже оставляли желать лучшего, а встреча так до сих пор и не состоялась.
Сейчас такая вероятность появилась, и, по данным "ВН", главной темой переговоров двух президентов может стать обсуждение противоречий вокруг российско-немецкого проекта Северо-Европейского газопровода (СЕГ), против которого выступают поляки. О внешней политике Польши «Времени новостей» рассказала глава МИДа Анна ФОТЫГА.
-- Почему российско-польские отношения столь прохладны?
-- Одна из причин связана с проходящими последние годы в наших странах процессами государственной трансформации. Оба государства стремятся к закреплению своей идентичности. В истории наших взаимоотношений были сложные моменты. Мы должны проявить терпение, чтобы урегулировать недоразумения и попытаться достичь договоренностей по сложным вопросам. Нам бы хотелось выйти на такой уровень отношений, при котором дискуссии проходили бы спокойно, терпеливо и открыто, чтобы существовало поле для компромисса. Но этот процесс не стоит искусственно ускорять.
-- Может, проблемы истории следует оставить историкам, а не использовать их для подогревания политических страстей?
-- Для народа, заботящегося о своей идентичности, история играет важную роль. Бывает очень трудно провести грань между тем, что относится к истории и что является настоящим. Но я согласна с тем, что есть примеры многих стран, в том числе наших соседей, которые смогли преодолеть наследие прошлого, чтобы оно не мешало их сегодняшним отношениям. Хорошим катализатором такого процесса должны стать историческое примирение и развитие двустороннего сотрудничества. Между нашими народами нет недружелюбных чувств -- во всяком случае я в Польше таких проявлений не вижу.
-- О каких соседях идет речь?
-- Я имела в виду опыт Польши в урегулировании отношений с Украиной. В истории наших отношений были сложные моменты. То же относится к польско-германским связям. На основании данного опыта я могу сказать, что это длительный процесс.
-- Два соседа вашей страны -- Германия и Россия -- решили построить газопровод. Почему Польша негативно относится к этому проекту?
-- Польша считает проект СЕГ спорным, поскольку мы в значительной мере зависим от поставок газа из России. У нас уже был негативный опыт, когда эти поставки оказались под угрозой. Мы относимся к этому проекту с позиции энергетической безопасности. Мы ставим и экологические вопросы в связи с сооружением газопровода по дну Балтийского моря. Полагаем, что было бы проще провести его по польской территории.
-- Когда же состоится встреча президентов России и Польши?
-- Нам бы очень хотелось, чтобы эта встреча состоялась. Но для танго нужны двое.
-- В 2004 году Варшава поддержала «оранжевый» лагерь в украинской политике, а теперь власть в Киеве стала еще менее стабильной. Может, это была ошибка польской дипломатии?
-- Не только Польша, а все соседи Украины были заинтересованы в стабилизации ситуации во время президентских выборов 2004 года. Польша на основании своего опыта уверена, что общеевропейская интеграция и трансатлантическая безопасность отвечают интересам и Украины, и ее соседей. Мы придерживаемся такой политики и сегодня. Решение тогда принимал суверенный украинский народ, только такое решение может послужить интересам развития государства.
-- А как быть с Белоруссией? Вы считаете, что давление и санкции против Минска пойдут на пользу демократии в этой стране?
-- Санкции против Белоруссии носят избирательный характер. Они разного типа. Мы не отгораживаемся от Белоруссии. У нас есть интенсивные контакты с белорусским гражданским обществом. Мне трудно рассуждать о том, что служит и что не служит делу демократии в Белоруссии. По нашим оценкам, по критериям демократического общества, уровень белорусской демократии неудовлетворителен. К тому же мы члены ЕС и поддерживаем решения, в выработке которых принимали участие.
-- Польшу обвиняют в том, что она стала проводником влияния США, пособником курса Вашингтона на ослабление Единой Европы...
-- Я не думаю, что есть какое-то противоборство между США и Евросоюзом. Конечно, есть экономическое соперничество. Мы как члены ЕС видим и расхождение интересов в рамках самого Евросоюза. В политическом отношении США -- и этому учит нас польская история -- политически близкая Польше страна. Но в политике мы суверенны. Мы ежедневным трудом строим свой суверенитет. И хотим его сохранить и во внешней политике.
|