2006-07-28 11:26:01 Объявленная программа 63-го Венецианского кинофестиваля стала сенсацией и настоящим подарком. Целых три фильма наших соотечественников представлены в самых престижных программах. В конкурс отобрана "Эйфория" Ивана Вырыпаева, в секцию "Горизонты" – "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, а "Острову" Павла Лунгина отведена почетная миссия закрывать фестиваль. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ. Фильм-дебют Ивана Вырыпаева (человека, хоть и известного в театральных кругах, но новичка в кино) включен в главный конкурс наряду с картинами Алена Рене, Джанни Амелио, Даррена Аранофски, Стивена Фрирза, Альфонсо Куарона и других всемирно знаменитых режиссеров. Дебютные ленты вообще крайне редко попадают в эту программу (в этом году их всего две), тем более труден путь в конкурс для дебютантов из России. "Эйфория" – жесткая любовная драма, показанная на "Кинотавре" в Сочи, расколола кинообщественность: одни сочли ее язык (не только матерно-простонародный, но и стилизованный кинематографический) художественным прорывом, другие – эпатажем и конъюнктурой. Венеция сказала свое "да", теперь последнее слово за жюри, которое возглавит Катрин Денев, кстати, поклонница русских фильмов. Кроме нее, в жюри войдут среди прочих Бигас Луна, Пауло Бранко и Микеле Плачидо. Впервые в Венеции будет представлен фильм Павла Лунгина – режиссера преимущественно "каннского". "Остров" и не похож на народные комедии того же автора вроде "Свадьбы" и "Бедных родственников". По трагизму темы (отшельник в монастыре искупает страшный грех молодости) и по характеру пейзажа (Белое море) фильм перекликается с "Эйфорией", где тоже большую роль в сюжете играет водная стихия. Так что и название третьей русской картины "Свободное плавание" выглядит символическим. "Свободное плавание" Бориса Хлебникова – тоже о беспределе, но, в отличие от Вырыпаева, Хлебников (точно в русле европейского арт-хауса) озабочен социальными мотивами, в частности, охватившей провинцию безработицей. Фактически это тоже дебютная картина, поскольку предыдущий фильм – снискавший международный успех "Коктебель" – был снят Хлебниковым в соавторстве с Алексеем Попогребским. Однако с формальной точки зрения "Свободное плавание", включенное в программу "Горизонты" (в ней тоже есть свои награды), не может претендовать на дебютный приз, в отличие от "Эйфории", которая, таким образом, будет представлена в двух самых выигрышных номинациях. Присуждать "Льва будущего" – Приз Дино де Лаурентиса за лучший дебют, сопровождаемый солидной денежной суммой,– будет жюри в составе Паулы Вагнер, Мохсена Махмалбафа, Гильермо Дель Торо, Стефании Рокка и вашего корреспондента. Российские представители – это тоже говорит о рейтинге нашего кино – будут участвовать в раздаче почти всех призов: в главное жюри приглашена Чулпан Хаматова, в жюри короткометражного конкурса – Алексей Федорченко. Кроме того, в программе заявлена ретроспектива из 18 мюзиклов под интригующим названием "Тайная история русского кино". Директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер на днях приедет в Москву и проведет по этой программе пресс-конференцию. Специальными событиями фестиваля станут внеконкурсные показы фильмов "Красавица навсегда" Мануэля де Оливейры, "Всемирный торговый центр" Оливера Стоуна и "Внутренняя империя" Дэвида Линча. Последнему будет вручен "Золотой лев" за карьеру. Откроется венецианская Мостра 30 августа психотриллером Брайана де Пальмы "Черная орхидея" (по одноименному роману Джеймса Эллроя, автора "Секретов Лос-Анджелеса") и с участием Скарлетт Йоханссон, Джоша Хартнетта и Хилари Суонк. Это фильм о страсти, любви, продажности, алчности и порочности, основанный на реальной истории убийства голливудской старлетки, потрясшего Соединенные Штаты в 1947 году, ставшего городской легендой и до сих пор остающегося нераскрытым. Теперь уже понятно, что Венецианский фестиваль по степени интереса и внимания к российскому кино занял место, некогда принадлежавшее Берлинскому. Три года назад здесь, на Лидо, взошла звезда Андрея Звягинцева, чье "Возвращение" завоевало сразу двух "Львов" – золотого за лучший фильм и "Льва будущего" за лучший дебют. Успешен был и "Последний поезд" Алексея Германа-младшего, занявший вторую строку в дебютной номинации. В прошлом году в конкурсе участвовал его же "Гарпастум", а "Первые на Луне" Алексея Федорченко были признаны лучшими в секции "Горизонты". В Венеции состоялась премьера радикального фильма "4" Ильи Хржановского: все это вместе взятое означает, что фестиваль сделал ставку на новое кино из России.
|