2006-08-01 16:57:13 Россия упустила свой шанс на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) не только в 2006 году, но, судя по всему, и в следующем году. Вчера это фактически признал главный российский переговорщик по ВТО директор департамента торговых переговоров МЭРТа Максим Медведков в ходе выступления на проходившей в Тюмени конференции «Россия и ВТО: интересы бизнеса». Правда, после выступления, видимо, осознав, какой резонанс оно произвело, чиновник в интервью агентству РИА Новости попытался исправить впечатление, сообщив, что в 2007-м у России все же сохраняются хорошие шансы на прием в ВТО. Однако вряд ли эти слова следует воспринимать всерьез. Слишком очевидны масштабные препятствия на пути России в ВТО, которые за прошедший месяц не только не уменьшились, а, наоборот, выросли. Причем в основе этих препятствий лежит нежелание США дать России входной билет в эту организацию.
Если месяц назад Россия не получила согласия на прием в ВТО только от США и Коста-Рики, то теперь к ним еще прибавились выдвинувшие свои претензии Грузия и Молдавия. Три из этих стран не воспринимаются в мире как серьезные самостоятельные игроки.
В результате если месяц назад, накануне саммита G8 в Санкт-Петербурге, власти заявляли о том, что нерешенными остаются только выдвинутые США вопросы фитосанитарного контроля, защиты интеллектуальной собственности, уровня дотаций сельскому хозяйству и допуска иностранцев на банковский и страховой рынки, то сейчас количество нерешенных проблем практически удвоилось. По словам Медведкова, «есть 10–15 проблем, которые мы готовы обсудить сегодня детально».
Судя по всему, заявляя перед саммитом G8 о высоких шансах на вступление в ВТО к концу этого – началу следующего года и получение согласия на это со стороны США, российские чиновники не просто пытались поднять значение для страны этого мероприятия и не сильно лукавили. При этом они, вполне возможно, переоценили степень готовности США идти на уступки. Формально на этот раз билет в ВТО не достался России из-за неготовности сторон уступить друг другу по мелкому вопросу ценой 10 млн. долл. в год – по методам фитосанитарного контроля на ввоз свинины. Неуступчивость России по этому вопросу, вполне возможно, была продиктована демаршем Грузии, которая именно тогда заявила об отзыве своего согласия. Российские власти осознали, что процесс вступления в ВТО вновь затягивается, а раз так, то уступки, на которые российские переговорщики готовы были пойти, чтобы получить «подарок к саммиту», напрасны. Почувствовав благосклонность Вашингтона, Тбилиси решил подыграть нежеланию США пускать Россию в ВТО, а заодно решить и собственные проблемы в отношениях с Москвой.
По мнению декана факультета политологии МГИМО Алексея Богатурова, США не могли на саммите «дать России все сразу». В ходе саммита они пошли на уступки России: это и место проведения мероприятия – Санкт-Петербург, и воздержание президента США Джорджа Буша от критики России во время саммита. «Если бы США еще уступили в вопросе вступления России в ВТО, то это бы негативно сказалось на рейтинге Буша», – отмечает Богатуров.
В результате вступление России в ВТО откладывается на неопределенный срок, так как на решение новых проблем уйдет время, которого может оказаться достаточно для вступления в эту организацию Украины. В этом случае Москве придется иметь дело еще и с Киевом. Украина, по словам Медведкова, хочет присоединиться к ВТО раньше России, «чтобы решить проблемы с Россией, в частности называется одна из главных проблем – цена на газ».
В таких условиях все чаще стали звучать заявления со стороны российских чиновников, что, в общем-то, России не особо следует спешить со вступлением в ВТО. На любых условиях вступать никто не будет.
Новые преграды на пути России в ВТО
Тбилиси, по словам Медведкова, отозвал свое данное в 2004 году согласие, потребовав решить три проблемы: запрета на ввоз в Россию грузинского вина, защиты на российском рынке товарных знаков винодельческой продукции из Грузии и прекращения деятельности российских таможенных пунктов пропуска на границах с Абхазией и Южной Осетией. Кишинев, как отметил Медведков, волнуют проблемы поставок в Россию молдавского вина и плодоовощной продукции. Кроме того, Молдавия «хочет сама как страна назначения взимать НДС на газ, получаемый из России», – сообщил представитель МЭРТа.
Не такими простыми, как это заявлялось перед саммитом G8, оказались нерешенные вопросы и с Коста-Рикой. Если месяц назад говорилось о том, что с этой страной осталось лишь технически подписать протокол о допуске России в ВТО, то сейчас, как пояснил Медведков, «они не согласны с той высокой пошлиной на сахар, которую мы зарезервировали на будущее для защиты производителей сахара».
|