Итальянцы напуганы «Газпромом» |
| 2006-08-08 12:25:22 Высокопоставленные чиновники и промышленники Италии обеспокоены сотрудничеством "Газпрома" и алжирской нефтегазовой компании Sonatrach. Европейцы опасаются, что производители газа могут скоординировать свои действия и повысить цены.
Европейцев смутил подписанный на днях «Газпромом» и алжирской нефтегазовой корпорацией Sonatrach меморандум о сотрудничестве. Согласно переданным вчера информагентствами сообщениям, в субботу генеральный управляющий итальянского нефтегазового концерна ENI Паоло Скарони в эфире телеканала RAI-2 заявил, что в ближайшее время это соглашение проблем не сулит, но в перспективе документ «наводит на размышления». Размышлять Скарони призвал в первую очередь Евросоюз, причем в политически корректной форме. «ЕС должен занять определенную позицию, чтобы обеспечить снабжение энергоносителями Старого континента», – аккуратно высказался Скарони. По сути, комментируя соглашение, он намекнул на давно волнующую европейцев угрозу создания сообщества поставляющих в Европу газ государств, которое наподобие ОПЕК смогло бы диктовать европейцам свои условия.
Скарони – не первый из высокопоставленных лиц, высказавший подобные опасения. Днем ранее с более резким высказыванием на этот счет выступил премьер-министр Италии Романо Проди, который заявил, что «это соглашение лишний раз подтверждает, насколько срочным делом является достижение энергетической независимости и выработка единой европейской политики в данном секторе».
На первый взгляд соглашение, подписанное зампредом правления «Газпрома» Александром Рязановым и исполнительным вице-президентом Sonatrach Шауки Рахалем, кажется невинным и очень «промышленным». В меморандуме отмечается, что стороны будут совместно развивать проекты в области поиска, разведки и добычи углеводородного сырья, переработки и сбыта жидких углеводородов, создавать совместные предприятия, а также обмениваться опытом. Вполне безопасным для европейцев выглядит и предусмотренное соглашением создание координационного комитета и совместных рабочих групп. Однако, чтобы понять испытываемые европейцами опасения, что на одной из таких рабочих встреч алжирцам и россиянам придет в голову мысль разработать совместную стратегию экспансии и ценовой политики в Европе, достаточно взглянуть на статистику. Наряду с Норвегией Россия и Алжир выступают главными поставщиками природного газа в Европу. В прошлом году «Газпром» и Sonatrach обеспечили треть потребления газа европейцами, и пока ничто не предвещает снижения этой доли. Причем, как отмечает аналитик ИК «ФИНАМ» Тимур Хайруллин, «в перспективе зависимость европейских стран от импорта газа будет возрастать, что связано с истощением нефтегазовых месторождений Северного моря, которые уже не первое десятилетие разрабатываются норвежскими, нидерландскими и великобританскими компаниями».
Эксперты признают, что у «Газпрома» и Sonatrach есть все возможности создать нефтегазовый альянс, который сможет взвинтить газовые тарифы для европейских потребителей. Правда, у последних тоже есть определенное поле для маневра. «Скоординированная политика «Газпрома» и алжирской компании позволит обеспечить сохранение на европейском рынке высоких цен на газ, что, конечно, может вызвать определенное недовольство со стороны европейцев. Страны ЕС, осознавая подобную опасность, могут частично переориентироваться на более гибкие поставки сжиженного природного газа из стран Персидского залива», – считает Хайруллин. «Теоретически такой союз возникнуть может. Другое дело, захотят ли Алжир и «Газпром» разрабатывать совместную политику в отношении Европы. Ведь сейчас они обеспечивают газом различные страны и являются конкурентами», – говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. По его мнению, даже если Россия и Алжир договорятся о создании организации, подобной ОПЕК, на это уйдет несколько лет, а к этому времени Европа найдет способ выкрутиться. «К этому моменту Европа скорее всего найдет способ удовлетворять значительную часть своих потребностей за счет активно развиваемого рынка сжиженного природного газа и укрепить свое сотрудничество с Норвегией. Другой альтернативы у нее просто нет», – утверждает Мангилев.
|