2006-08-08 12:39:46 У фестиваля КРОК сложный регламент. Во-первых, в организации этого международного анимационного смотра участвуют две страны – Россия и Украина, поэтому проходит он то здесь, то там. Причем в последние годы решено было сделать российскую часть КРОКа дебютной. Во-вторых, это фестиваль на воде: в Нижнем Новгороде гости и участники загрузятся на корабль и, проплыв через Пермь, где состоится церемония открытия, через Казань и Елабугу, вернутся в Нижний Новгород. Здесь 17 августа жюри назовет победителей и вручит призы. Объяснять все это долго и скучно, но на деле получается очень забавно. Тем более что на КРОКовских корабликах устраиваются разные карнавалы и показы капустников, так что скучать не приходится.
Впрочем, вся эта веселость вовсе не мешает КРОКу оставаться очень серьезным мероприятием. В этом году из 800 присланных на фестиваль работ в конкурс было отобрано около 120. Россия представлена 21 фильмом. Среди них уже известные по суздальскому фестивалю «Про меня» Марии Сосниной, «Колыбельные мира» Елизаветы Скворцовой. И, конечно, «Осторожно, двери открываются» Анастасии Журавлевой. Теперь у этой пятиминутной зарисовки из жизни метро, в котором вместо людей разъезжают пуговицы, булавочки и мотки мулине, есть шанс добавить к трем суздальским наградам еще несколько КРОКовских.
Так как фестиваль дебютный, все знаменитости будут вне конкурса. Юрий Норштейн приедет как гость, Александр Татарский покажет очередные серии «Горы самоцветов». А вот Александр Петров привезет свой новый фильм «Моя любовь». Дважды номинировавшийся на «Оскара» (с «Коровой» и «Русалкой») и, наконец, на третий раз получивший эту премию за «Старика и море», Петров сделал теперь фильм по Ивану Шмелеву.
Другой мэтр – венгр Ференц Цако – проведет на борту «Григория Жукова» мастер-класс по работе с сыпучими материалами. Демонстрации Цако заслужили признание во всем мире – на глазах у зрителя он рисует песком великолепные картины, которые потом безжалостно уничтожает, оставляя только кадр на экране. А член жюри – канадец Жак Друэн – покажет, как делается «игольчатая анимация». Эта сложная техника была разработана в середине века Александром Алексеевым, который создавал свои фильмы при помощи доски, утыканной огромным количеством иголок. Выдвинутые до отказа иголки отбрасывают тень и дают черный цвет, а утопленные в доску – белый. Свой метод русский эмигрант Алексеев привез из Франции в Канаду, где и приобрел преемника в лице Друэна, который делает теперь в этой изысканной манере потрясающей красоты фильмы.
К сожалению, своими секретами не будет делиться другой член жюри – португалка Режина Пессоа, получившая в этом году Гран-при на фестивале в Аннеси за фильм «Трагичная история со счастливым концом». В дебютной своей картине «Ночь» Режина каждый рисунок гравировала по гипсу. А в «Трагичной истории» имитировала гравировку с помощью пятиступенчатого процесса обработки изображения. На семиминутный фильм ушло 3 года, а увидеть его можно только на каком-нибудь фестивале. Таком, как КРОК. И здесь кроется единственный недостаток фестиваля на кораблике: на него очень сложно попасть обычному зрителю.
|