Пояс безопасности для суверенной демократии |
| 2006-08-09 09:57:59 Берлин основательно готовится к председательству Германии в Евросоюзе с начала 2007 года. Среди планов федерального правительства – беспрецедентная активизация европейской политики на постсоветском пространстве. Немцы настаивают, что Единая Европа должна активнее бороться за влияние в этом регионе, где сейчас активно конкурируют Россия и США. Итак, в Берлине разработан проект, предполагающий экспорт демократии и стабильности на Украину, в Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан. Не забыта и Белоруссия. Но с ней займутся, «как только там будут выполнены соответствующие предпосылки», а иными словами – произойдет смена власти.
Еще в апреле в немецкой прессе со ссылкой на правительственные круги появились первые упоминания о разработке «новой восточной политики ЕС», центральным направлением которой должен стать Кавказ в качестве «нового региона соседства». Теперь же она приобрела определенные очертания в документе «Политика соседства плюс», разработанном штабом политического планирования германского МИДа.
Такая «политика соседства плюс», как пишет информированная «Франкфуртер альгемайне», «должна воспрепятствовать тому, чтобы в пространстве между ЕС и Россией возник вакуум интеграции и безопасности, и одновременно засвидетельствовать интерес европейцев к региону, в котором наблюдается геополитическая конкуренция России и Соединенных Штатов». Кроме того, благодаря «интенсивному занятию этой промежуточной зоной» немецкая дипломатия надеется найти выход из дилеммы, когда ЕС, с одной стороны, не в состоянии бесконечно расширяться, а с другой – хочет закрепить в своей орбите стучащиеся в ее двери республики бывшего СССР.
Документ штаба планирования, который, насколько известно, уже положен на стол министру иностранных дел Франку-Вальтеру Штайнмайеру, ратует за «партнерство между ЕС и Восточной Европой по пути модернизации». Предложение делается Украине, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджану. Не забыта и Белоруссия, но «как только там будут выполнены соответствующие предпосылки». Усиление европейского участия в этом регионе, полагают в Берлине, должно заключаться, в частности, «в усиленном экспорте туда стабильности, демократии и перспектив благосостояния». Не обещая этим странам конкретно вступления в ЕС, но подвешивая этот «долгосрочный вопрос» в качестве приманки, план «модернизированного партнерства» с Восточной Европой предусматривает создание дополнительных стимулов для «расширения правового пространства ЕС на соответствующие страны».
Инструментом должны стать двусторонние и региональные соглашения в тех или иных секторах (по типу договоренностей ЕС со Швейцарией). Их хотят сделать привлекательными для восточноевропейских участников, указывая на перспективу получения «дополнительных денег». Как сообщает «Франкфуртер альгемайне», «есть соображения и относительно того, чтобы соседи принимали участие во внешней политике и политике безопасности ЕС, присоединяясь к совместным заявлениям и акциям».
В отличие от «политики соседства», проводимой Комиссией ЕС в Брюсселе, смешивающей в одну кучу всех партнеров сообщества, Берлин предлагает особо выделить перечисленные выше страны: «Европейские соседи должны быть привязаны сильнее, чем соседи Европы». Это смахивает на создание своеобразной буферной зоны между ЕС и РФ, стыдливо именуемой «промежуточным пространством». Иными словами, немецкий план идет дальше нынешней «политики соседства» ЕС, которая, как известно, и без того является одним из камней преткновения в отношениях с Москвой.
Разработчики документа германского МИДа пытаются по-своему учесть это обстоятельство. Они недаром оговариваются, что «импульсы» предстоящего немецкого председательства в ЕС должны сопровождаться особым вниманием Берлина «к чувствительности и претензиям России в этом регионе». В документе, в частности, говорится: «Предпосылкой успеха нашей политики является также то, чтобы мы нашли и активно добивались конструктивного ангажемента России».
Однако это не гарантия того, что «политика соседства плюс», если она станет практикой, не обернется минусом. Ведь активизация целеустремленного «третьего игрока» на постсоветском пространстве и перетягивание приоритетных для России соседей целиком в орбиту внешней политики и политики безопасности Евросоюза явно чреваты появлением дополнительных «плоскостей трения» в отношениях ЕС–РФ. Да еще тогда, когда между ними идут переговоры о новом соглашении о сотрудничестве и партнерстве. Действующее уже 10 лет СПС (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве), являющееся основой взаимодействия России и Евросоюза, истекает в 2007 году. Стороны пока не решили, что придет ему на смену.
|