2006-08-22 11:37:20 Вчера истек срок, в течение которого Иран обещал изучить предложения мирового сообщества. Закончился иранский месяц мордад, к концу которого президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пообещал дать ответ на предложения мирового сообщества. Еще в начале июня страны -- члены «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Германия и Франция) передали Тегерану пакет предложений, предусматривавших поставки ядерных реакторов на легкой воде, топлива для АЭС и передовых промышленных технологий в обмен на отказ или хотя бы приостановку самостоятельного обогащения урана.
Ответ Ирана вряд ли обрадует мировое сообщество. Вчера глава МИДа Манучер Моттаки подтвердил, что Тегеран завершил изучение предложений «шестерки». Он выразил надежду, что исчерпывающее решение проблемы будет найдено «на основе сотрудничества, переговоров, уважения права Ирана иметь атомную технологию и устранения любых существующих вопросов». Более решительно высказался духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. По его словам, Иран сделал свой выбор и «в вопросе атомной энергии продолжит уверенно идти по собственному пути и пользоваться сладкими плодами своих усилий». Замглавы иранской Организации по атомной энергии Мохаммад Саиди заявил: «Учитывая технические достижения иранских ученых, приостановка обогащения урана более невозможна».
Завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова заметила «Времени новостей», что Тегеран «не даст сколько-нибудь четкого ответа на предложения «шестерки» и будет стараться затягивать переговоры как можно дольше». Однако эта затяжка не может быть бесконечной -- в конце июля Совбез ООН принял резолюцию, в которой потребовал от иранцев до конца августа приостановить обогащение и переработку урана. Президент США Джордж Буш вчера заявил, что именно 31 августа станет ясно, проигнорирует ли Иран решение Совбеза.
В Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Тегерану по-прежнему не доверяют. Как сообщили вчера его представители, находящиеся в Иране инспекторы решили изучить подземный ядерный центр в Натанзе. Но встретили решительный отказ иранской стороны.
|