«Косовский эксперимент будет иметь непредсказуемые последствия» |
| 2006-08-23 11:39:47 Сегодня спецпредставитель генсека ООН на переговорах по Косово Мартти Ахтисаари начинает трехдневный визит в находящийся под международным управлением сербский край. Он попытается склонить лидеров косовских албанцев к достижению компромисса с Белградом.
В начале сентября экс-президент Финляндии намерен посетить столицу Сербии и там надавить на сербское руководство. Запад подталкивает события, надеясь до конца этого года предоставить краю независимость при временном сохранении международного присутствия.
Однако Белград также наращивает усилия, пытаясь сохранить единство страны. При республиканском правительстве с января этого года действует Экономический совет по делам Косово и Метохии и Южной Сербии (сербы традиционно именуют Косовский край как Косово и Метохия, понимая под Метохией принадлежавшие в средние века сербской церкви южносербские общины). Среди его задач разработка и реализация долговременной стратегии развития сербских общин в Косово и содействие делегации Белграда на переговорах с лидерами косовских албанцев об определении окончательного статуса края.
О ситуации в Косово «Времени новостей» рассказал председатель совета Ненад ПОПОВИЧ
- Как вы оцениваете ход переговоров в Вене об определении окончательного статуса Косово?
- Переговорный процесс продолжается. К сожалению, албанская сторона ведет себя так, словно все уже решено. Она не демонстрирует никакой заинтересованности в поисках компромисса. Однако единственно приемлемым и единственно законным решением по Косово будет то, с которым согласятся обе стороны. Другой острый вопрос - ситуация с демократическими стандартами. Международное сообщество еще до начала переговорного процесса заявляло, что всесторонняя реализация этих стандартов должна предшествовать решению вопроса о статусе. Однако они не реализованы. За семь лет, прошедшие с момента ввода в Косово миротворческих сил (июнь 1999 года. - Ред.), положение в крае ничуть не улучшилась. Достаточно вспомнить массовые антисербские погромы в марте 2004 года, когда были убиты десятки сербов и разрушены несколько десятков православных храмов. С тех пор международные и косовские власти не нашли ни одного виновного в преступлениях. Никак не решаются вопросы безопасности. Сербы продолжают жить в своих анклавах, как в гетто. Постоянные нападения не дают им возможности заниматься привычной деятельностью - в первую очередь сельским хозяйством, но и заставляют ежедневно опасаться за свою жизнь.
- Какова сегодня экономическая ситуация в Косово?
- Катастрофическая. Уровень безработицы превышает 60%. Большинство безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет, что делает проблему еще более острой. Критического уровня достигла ситуация в энергетике. Отключения электричества происходят ежедневно даже летом и длятся по 10-15 часов. Предстоящей зимой ситуация обещает стать еще хуже. В таких условиях косовская промышленность просто не может работать: на предприятия электричество подается только на два часа.
- Руководство Сербии и представители косовских сербов предъявляют серьезные претензии к процессу приватизации в Косово...
- В Косовском крае идет абсолютно незаконная приватизация. Как можно проводить приватизацию в условиях, когда отсутствует свобода передвижения для сербов, не обеспечена их безопасность? С одобрения международной администрации уже проданы порядка 250 косовских предприятий. В 99% случаев их купили албанцы, проживающие либо в самом Косово, либо за его пределами. Целью приватизации должно было стать привлечение в край прямых иностранных инвестиций, но этого не произошло. Все скупают сами албанцы, причем предприятия продаются практически за копейки.
- Какой в этих условиях может быть экономическая база независимого Косово?
- Совершенно очевидно, что независимое Косово не сможет содержать себя. Те люди за рубежом, которые поддерживают эту идею, должны быть готовы вкладывать в край несколько миллиардов долларов в год. На протяжении всей своей истории Косово дотировалось остальной Сербией, а в течение последних шести-семи лет несколько миллиардов долларов выделили Евросоюз и США. Но уже в этом году они предоставляют Косово значительно меньше, ибо тоже начинают понимать неэффективность капиталовложений. Яркий пример - Косовская энергетическая компания. За шесть последних лет ЕС выделил ей около 800 млн долл., а ситуация в энергетике сейчас хуже, чем была в 1999 году.
- Какую политику в этой ситуации проводит сербское правительство, и в частности Экономический совет по делам Косово и Метохии и Южной Сербии?
- Мы помогаем в Косово сербским общинам, которые в социально-экономическом плане находятся в гораздо более тяжелом положении, чем косовские албанцы. Дороги к сербским селам хуже, чем к албанским, электричество в них отключается чаще. За первых два месяца деятельности совета мы уже выделили 6 млн евро на развитие малых, семейных предприятий в сербских общинах. Мы считаем, что в Косово в первую очередь должны развиваться не крупные, а именно небольшие семейные предприятия, многие из которых имеют столетнюю традицию. -- Возможен ли раздел Косово как один из вариантов решения проблемы статуса края?
- Правительство Сербии этот вариант даже не рассматривает. Мы считаем, что край Косово должен получить максимально широкую автономию, самый высокой уровень автономии в Европе и даже в мире, но остаться в границах Сербии.
- На Западе ссылаются на уникальность сценария для Косово, чтобы у других непризнанных государственных образований и территорий, в том числе на пространстве бывшего СССР, не было соблазна использовать его в своих целях...
- Признав независимость Косово, мировое сообщество откроет ящик Пандоры. Косово абсолютно не может считаться уникальным случаем. Это общий случай, который может быть применим и к Приднестровью, и к Абхазии, и к Южной Осетии, и к Стране Басков, и к Республике Сербской в Боснии и Герцеговине. Даже на Украине можно будет реализовать косовский сценарий. Следует учитывать, что непризнанные республики бывшего СССР достигли гораздо больших успехов в построении у себя демократического общества, чем Косово. Если Западу удастся реализовать идею косовской независимости, никто не сможет предсказать дальнейшее развитие ситуации. Косовский эксперимент будет иметь непредсказуемые последствия.
|