Иран выбрал атом и конфронтацию |
| 2006-09-01 13:26:32 Крайний срок для выполнения резолюции СБ ООН по иранской ядерной программе был, по существу, проигнорирован Тегераном. Вместо того чтобы до 31 августа прекратить работы по обогащению урана на своей территории, иранцы со времени принятия этой резолюции ввели в строй новый объект своей ядерной программы – завод по производству тяжелой воды в Араке и приступили к обогащению новой партии урана.
Формальной реакцией Тегерана на требование СБ можно считать его ответ на предложения, полученные от Верховного комиссара Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы. Он содержал многочисленные уточняющие вопросы и заверения в готовности продолжить переговоры. Еще одним ответом на ооновский ультиматум стало вчерашнее заявление президента Махмуда Ахмадинежада: Иран «не поддастся давлению и продолжит развивать свою ядерную программу».
Последнее обсуждение этой темы с иранским официальным представителем состоялось в Токио вчера, то есть практически за пределами отведенного иранцам времени. Это была беседа министра иностранных дел Японии Таро Асо с заместителем министра иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи. Иранец повторил заверения в мирном характере ядерной программы. «Если другая сторона проявит добрую волю и искренность, мы уверены, что достигнем хорошего решения и успешно завершим переговоры», – заявил Аракчи.
Для СБ ООН главным оценочным документом является доклад, который должен был представить вчера гендиректор МАГАТЭ Мохаммед Эль Барадей. Эксперты МАГАТЭ отмечают, что иранцы продолжают работы по обогащению урана. Вместе с тем доклад лишен резких формулировок. В нем отмечается, что обогащение урана ведется медленными темпами. Одни считают, что иранцы не хотят «раздражать» внешний мир, другие видят в их медлительности технические проблемы.
Доклад МАГАТЭ и планы дальнейших действий СБ ООН будут обсуждаться на назначенной на начало будущей недели встрече представителей «шестерки» – постоянных членов Совета Безопасности и Германии. Представители США не скрывают своего намерения поставить сначала в рамках «шестерки», а затем и непосредственно в СБ ООН вопрос о введении экономических санкций в отношении Ирана. Заместитель госсекретаря по политическим вопросам Николас Бернс считает главным критерием оценки действий Тегерана тот факт, что он не прекратил обогащение урана.
Вашингтон рассчитывает на взаимопонимание с западными партнерами по СБ – Великобританией и Францией. В то же время американцы опасаются, что Россия и КНР будут противодействовать принятию резолюции о санкциях, хотя они якобы ранее пообещали сделать это. Так, по утверждению «Вашингтон пост», госсекретарь США Кондолиза Райс «получила в июне заверения, что Россия согласится как минимум на первый этап слабых санкций».
Беспокойство в Вашингтоне вызвали недавние высказывания российского вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова о том, что пока «преждевременно» ставить вопрос о санкциях. Как отмечают эксперты, в обоснование требований «не спешить» с санкциями российские и китайские дипломаты могут сослаться на осторожность формулировок МАГАТЭ. Кроме того, серьезнейшим мотивом для обеих стран является сам характер санкций, предлагаемых Западом, – они способны серьезно ударить по их экономическим интересам.
Как предполагают в Вашингтоне, обсуждение вопроса о санкциях против Ирана может занять несколько недель. При этом американская администрация намерена использовать для агитации в пользу антииранских мер встречи и другие возможности на начинающейся в третью неделю сентября 61-й сессии Генассамблеи ООН.
Вашингтон намерен добиваться введения мер по наказанию Ирана поэтапно и с постепенным их усилением. Первым таким шагом должно стать введение ограничений на импорт в Иран оборудования и материалов для ядерной программы. Если иранцы и далее продолжат свою программу, к этому добавятся запрет на поездки за границу иранских руководителей и замораживание их вкладов в зарубежных банках.
Планируется также ограничить доступ Ирана на международные финансовые рынки. С этой целью американцы уже сейчас добиваются от европейских финансовых учреждений отказа от предоставления новых кредитов Ирану. Швейцарские банки уже пообещали ограничить кредитование иранцев.
Как сообщает «Вашингтон пост», «американские официальные лица заявили в среду, что пока неясно, заставят ли эти санкции Россию прекратить свое содействие Ирану в завершении строительства ядерного реактора в Бушере». В то же время, по утверждению газеты, бывший заместитель госсекретаря США по вопросам нераспространения Роберт Эйнхорн считает, что прекращение работ в Бушере будет «важнейшим следствием принятия санкций в ядерной сфере».
|