Узбекистан не айсберг и не может дрейфовать |
| 2006-09-01 13:31:17 Сегодня Узбекистан празднует 15-летие государственной независимости. Хотя в Ташкенте не склонны умалять значимости этого события, однако политическая элита считает, что полный суверенитет страна обрела в силу исторически закономерного развала СССР. При этом нынешний Узбекистан называют прямым потомком огромной средневековой империи Тамерлана (1336–1404 гг.), столица которой Самарканд была в то время региональным центром изучения религии, астрономии и искусства. Похоже, история дает право рассчитывать на хорошие перспективы.
Пакистанский экономист Шабир Ахмад Хан, специализирующийся на центральноазиатских государствах, отметил, что Узбекистан в экономическом развитии сделал ставку на поэтапное создание конкурентной рыночной среды. «Осуществляемая Ташкентом политика поэтапных реформ продемонстрировала свою состоятельность и стала одной из наиболее успешных среди стран СНГ. Об этом говорят показатели переходного периода в начале 90-х годов, свидетельствующие о том, что выбранная модель развития позволила Узбекистану избежать обвального падения экономики – падение производства в период с 1989-го по 1999 годы оказалось самым низким на постсоветском пространстве», – подчеркнул Шабир Ахмад Хан. По его словам, рост ВВП страны в 2005 году, составивший 7,2%, общая стабилизация позволили Узбекистану перейти к реализации социально-экономических программ – реформам в области здравоохранения и образования, поддержанию социальных программ и обеспечить занятость. По данным социально-экономической комиссии ООН по делам Азии и Тихоокеанского региона, Узбекистан оказался единственной страной на постсоветском пространстве, который не только сохранил все существовавшие социальные льготы, но систематически их совершенствует. В докладе комиссии подчеркивается, что в последние годы в стране был реализован ряд важных проектов, доказавших экономическую состоятельность узбекского государства. Речь идет о строительстве газоперерабатывающих станций в регионах, транспортных коммуникаций, дополнительной ветки ташкентского метро, автозавода «UZ-Daewoo Auto Co» с последующим приобретением полного пакета акций.
Как следствие – растущий интерес мирового сообщества к Узбекистану. Так, начальник департамента по странам СНГ Федерального министерства экономики и труда Германии Петер Лоренц на совместном заседании межминистерского комитета по гарантиям экспортного кредитования Германии и Узбекистана, подчеркнув важную роль страны в экономическом и политическом развитии всего Центрально-Азиатского региона, отметил, что для правительства Германии Узбекистан является важным стратегическим партнером. «Узбекистан обладает богатыми минерально-сырьевыми, трудовыми ресурсами и является для ФРГ перспективным рынком», – заявил он.
Жизненно важным для изолированного от морских путей Узбекистана является участие в проекте «Великий Шелковый путь». Ташкент придает большое значение этому транспортному коридору – президент Узбекистана Ислам Каримов заявил об этом еще на конференции ТРАСЕКА в 1998 году. Скорейшая реализация этого проекта стала стратегической задачей Узбекистана. Это стремление к большей открытости в столь сложном регионе, при непростом соседстве с Афганистаном, по мнению экспертов, является дополнительным свидетельством состоятельности государства. При этом подчеркивается, что от Узбекистана во многом зависит безопасность в регионе. Для эффективного мирного процесса нужна не только модернизированная военная сила, но и понимание тонкостей восточного менталитета. Еще в 1993 году на 48-й сессии Генассамблеи ООН Ислам Каримов одним из первых указал на опасность, исходящую из Афганистана. Но его призыв не был услышан – мировая общественность тогда сочла преувеличенной угрозу мирового терроризма и озвученные Каримовым показатели афганской наркоторговли. Проблема, несмотря на устранение в Афганистане корней «Талибана» и «Аль-Каиды», актуальна и сегодня – объемы от наркоопераций, доходы от которых являются едва ли не главным источником финансирования международного терроризма, не снижаются, а средства, выделяемые мировыми державами на борьбу с этим злом, мизерны в сравнении с миллиардными оборотами наркобизнеса. «Но ничто не заставит свернуть с избранного пути – Узбекистан не айсберг и не может дрейфовать», – заявил президент Каримов. По его словам, Узбекистан готов к сотрудничеству со всеми странами мира, но при одном условии – сотрудничество должно быть основано на равенстве, уважении и взаимной заинтересованности.
|