Как теперь противостоять международному терроризму |
| 2006-09-01 13:44:51 Можно до бесконечности вести спор, является ли «Хизбалла» террористической организацией или национальным и даже освободительным движением, и каждая из сторон останется при своем мнении. Загвоздка в том, что вопрос имеет мировоззренческую подоплеку. Для одних террористические акции, какими бы высокопарными мотивами ни оправдывались, являются преступлением. Для других выпады против Израиля и стоящими за ним США оправданны и справедливы, пусть даже они идут вразрез с международным правом. Тем более что в мире сложилась привычка обращаться к международному праву только тогда, когда это отвечает собственным интересам.
Следует признать, что ливанская «Хизбалла» не похожа на группировки традиционных фанатиков, прячущихся в подполье и наносящих оттуда смертоносные удары. Вырастает новая генерация боевиков. В странах со слабой центральной властью, как Ливан, они легально ведут политическую и социальную деятельность, но время от времени совершают и террористические атаки. С организациями типа «Аль-Каиды» такие группировки или их покровителей объединяет общая метода -- создание хаоса для захвата в регионе господствующих позиций. Ближний Восток не является для них конечной целью. Он должен послужить плацдармом для дальнейшего продвижения исламистских идей.
Как Израилю не удалось силой нейтрализовать эту организацию, так и Совбез ООН не смог установить преграды для ее новых диверсий. Отсутствие четкости на этот счет в резолюции 1701, принятой 11 августа, позволяет и ливанскому правительству, и миротворческим силам отмежевываться от разоружения «Хизбаллы».
В событиях в Ливане настораживает продемонстрированный ведущими странами мира разброд в момент отпора общей, казалось бы, угрозе. А ведь еще пять лет назад трагические события 11 сентября 2001 года в США вызвали в мире шок и гнев. Возобладала готовность коллективно противостоять зловещему вызову, брошенному человечеству, благодаря чему сложилась неформальная антитеррористическая коалиция. При Совбезе ООН был создан Контртеррористический комитет (КТК). В документах ООН определялись формы межгосударственного сотрудничества и направления борьбы. Казалось, подавляющее большинство государств сплотилось против терроризма при схожем понимании того, что считать его проявлениями. Кстати, и осенью 2001-го часть мусульманской улицы восхваляла «Аль-Каиду», как сегодня восхваляет «Хизбаллу», но тогда это не поколебало общего антитеррористического настроя.
Летом 2006 года прежняя сплоченность стала давать трещины. Подготовка резолюции СБ ООН №1701 проходила сложно из-за расхождений в восприятии сути конфликта. Все в принципе выступали за незамедлительное прекращение военных действий, но США и Великобритания связывали конфликт с провокациями «Хизбаллы», а Франция, поддержанная Россией и Китаем, квалифицировала его как очередное обострение арабо-израильского противостояния, что смазывало ответственность боевиков. Стоит напомнить при этом, что и по самому понятию «терроризм -- а что это такое» международное сообщество так и не договорилось. И если Израиль и США однозначно считают «Хизбаллу» «террористической организацией», то Россия в свой черный список эту ливанскую группировку не включила.
Компромиссная резолюция 1701 все же позволила приостановить военные действия и предотвратить новые жертвы. Это был успех, но, очевидно, недолговременный. Совбез свел вопрос об изъятии оружия у боевиков к ссылкам на свои предыдущие документы, требовавшие восстановления центральной власти на юге Ливана и разоружения незаконных формирований. Уместно спросить, почему раньше не было проконтролировано выполнение этих требований, и только новое кровопролитие заставило о них вспомнить. Впрочем, и резолюция 1701, видимо, мало чем здесь поможет.
С точки зрения глобального противостояния терроризму ливанский конфликт выявил ослабление потенциала антитеррористической коалиции. Проявилось стремление ряда ее участников отстраняться от кризисных ситуаций, не затрагивающих напрямую их интересы. А ведь с экстремизмом можно справиться, если вести борьбу в наступательном ключе. Иначе инициативу перехватывают сами экстремисты и в результате наращивают мощь в таких масштабах, что их трудно утихомирить даже при соответствующих резолюциях ООН.
|