Российские поиски и африканские прииски |
| 2006-09-04 12:41:31 Президент РФ Владимир Путин 5–6 сентября посетит ЮАР, о чем официально объявлено в двух странах. Это будет первый официальный визит главы Российского государства в Южную Африку за всю историю двусторонних связей. Ранее свое африканское турне начал глава МИД РФ Сергей Лавров. Сегодня министр посещает Эфиопию. До этого Лавров должен был побывать в Нигерии, но этот визит в последний момент сорвался, поскольку нигерийская сторона не смогла подтвердить первоначальную программу. В конце минувшей недели Лавров провел встречи с высшим руководством Анголы. Кстати, изначально планировалось, что Анголу посетит и Путин, однако этот визит был отменен.
Власти ЮАР придают важное значение предстоящим переговорам с российским президентом. Здесь обращают особое внимание на то, что Россия является постоянным членом СБ ООН, в настоящее время председательствует в «большой восьмерке», а также активно содействует урегулированию на Ближнем Востоке и имеет серьезные контакты с руководством Ирана, который активно развивает свою ядерную программу.
Все упомянутые темы будут обсуждаться на переговорах Путина с президентом ЮАР Табо Мбеки и вице-президентом г-жой Фумзиле Мламбо-Нгука. Центральное же место будет отведено двусторонним отношениям. Планируется также, что Путин выступит в парламенте в Кейптауне. Российского лидера будут сопровождать представители деловых кругов, которые встретятся со своими южноафриканскими партнерами.
Объем двусторонних экономических связей невелик: по официальным данным, в 2004 году он достиг 136,8 млн. долларов, при этом импорт из России составил лишь 39,08 млн. Южноафриканцы покупают химическую продукцию, металлы и изделия из них, машины и оборудование, необработанный никель, минеральные удобрения, спирт и углеводороды, алюминиевую и сталепродукцию. Россия, в свою очередь, покупает цитрусовые и другие фрукты, вино, машинотехническую продукцию, блоки зажигания для автомобилей.
Как бы далеко ни располагались две страны друг от друга (около 11 тыс.км), связи между ними установились давно. Первый российский консул был направлен в Кейптаун еще в 1818 году с задачей оказания помощи торговым и военным судам. В сентябре исполняется очередная годовщина установления дипломатических отношений. Из истории известно, что на обращение Госсекретаря Трасвааля Ф.В. Рейтса от 16 сентября 1898 года с просьбой об аккредитации полномочного посла Николай Второй наложил резолюцию: «Не возражаю». А 28 сентября 1898 года замминистра Ламсдорф официально уведомил Рейтса о положительном решении царя. С тех пор идет отсчет установления дипотношений России и Южной Африки (в ту пору Трасвааль).
В конце XIX века интерес России к Южной Африке возрос в связи с обнаружением в этой стране крупных месторождений алмазов и золота. Российские золотопромышленники и горно-рудные компании Урала и Сибири стремились познакомиться с технологиями южноафриканских горных инженеров и шахтеров. В результате ряда эмиграционных волн русскоязычное население в Южной Африке значительно увеличилось. Только в 1897 году русские составляли 10% жителей Йоханнесбурга.
На рубеже XX–XXI веков в борьбу за африканские и южноафриканские минералы включились Япония, Индия и Китай. При этом Китай лидирует среди «новичков». В 2004–2006 годах Африку, в том числе ЮАР, посетили все представители высшего руководства КНР. Торговый оборот между КНР и Африкой в 2005 году составил около 40 млрд. долларов. На Черном континенте действует 700 китайских фирм, трудятся 78 тысяч китайских рабочих и специалистов.
|