2006-09-05 13:09:52 Алексей Михайлович Васильев – спецпредставитель президента РФ по контактам с африканскими лидерами, директор Института Африки, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор.
Визиты президента РФ в ЮАР и Марокко, а также поездка по ряду стран Африки министра иностранных дел Сергея Лаврова открыли «африканский сезон» в российской внешней политике. О его значении в интервью «НГ» рассказывает спецпредставитель президента РФ по контактам с африканскими лидерами, директор Института Африки Алексей Васильев.
– В прошлом в отношениях между нашей страной и странами Африки на самом видном месте стоял идеологический компонент. Какова основа наших связей в настоящее время?
– Если быть точнее, то на первом месте в наших отношениях тогда стояли политические мотивы с сильным идеологическим компонентом. Политические моменты, но уже без ссылки на идеологическую близость, и ныне сохраняют свою важность. По многим политическим вопросам позиции России и африканских страны схожи или совпадают. При этом надо отметить важность подходов стран Африки по таким мировым проблемам, как нераспространение оружия массового уничтожения и борьба с терроризмом.
Визиты Путина – в марте в Алжир, а ныне в ЮАР и Марокко – являются отражением активизации российско-африканских связей и вовлечения в них высшего руководства страны. Однако само восстановление отношений между Россией и странами Африки началось несколько ранее. Показательно, например, что наши воинские контингенты ныне участвуют практически во всех миротворческих операциях, которые проводятся на Африканском континенте.
– Насколько серьезна конкуренция, с которой ныне сталкивается Россия в Африке?
– В настоящее время наблюдается как бы новое «открытие Африки» внешним миром, а точнее – ее важности. Это огромный континент, где проживают 830 миллионов человек, или 14% населения Земли, где находятся 54 государства и территории. Этот регион важен как с политической, так и с экономической точки зрения.
Визиты в ряд африканских стран совершили президент США Джордж Буш и практически все видные руководители КНР. Африкой вновь заинтересовались и бывшие колониальные державы. Иначе говоря, конкурентный климат в Африке самый жесткий. Показательно, например, что объем торговли ЮАР с КНР в десять раз превышает масштабы торговли этой страны с Россией.
Интерес развитых стран мира к Африке вызван прежде всего возросшей потребностью их промышленности в сырьевых ресурсах, которыми так богата Африка. Достаточно отметить, что ныне она обеспечивает 92% потребностей мировой индустрии в платине, 70% – в алмазах, 35% – в марганце и 15,5% – в бокситах. В Африке находятся такие крупные газо- и нефтедобывающие страны, как Нигерия, Ангола, Алжир и Судан. В последние годы с открытием нефти в полосе вдоль побережья Гвинейского залива роль Африки в мировой нефтедобыче резко возросла. В целом в ближайшие годы, по оценкам, около четверти вновь поступающей на мировой рынок нефти будет идти из стран Африки.
– Имея столь серьезных конкурентов, на что может рассчитывать Россия? Какие африканские страны являются для нас главными партнерами?
– Важнейшим из наших преимуществ являются традиционные связи и престиж, которым пользуется Россия. Ведь Советский Союз, правопреемником которого является Россия, внес значительный вклад в дело освобождения африканских народов от колониального ига. Москва первой предложила в ООН резолюцию об освобождении колониальных народов, оказала большую помощь народам Алжира, Анголы, ЮАР и других стран в их освободительной борьбе.
В России прошли обучение и получили профессию около 100 тысяч африканцев. В итоге в целом ряде стран Африки костяк местной политической и профессиональной элиты создали выпускники наших вузов.
Что касается наших партнеров в Африке, то это такие традиционные партнеры, как Алжир, Египет и Марокко в Северной Африке, а южнее Сахары – Нигерия, Ангола и добавившаяся к числу наших друзей ЮАР. Заслуживают внимания и другие страны, прежде всего Демократическая Республика Конго, равная по размерам всей Западной Европе.
Оберегая традиции дружбы, мы должны в то же время учитывать перемены, произошедшие за эти годы в жизни Африканского континента. И главное – не следует как бы сверху смотреть на проблемы африканского общества, ведь многие из них прямо перекликаются с нашими.
Несмотря на наблюдавшиеся застойные явления, экономическая мощь Африки выросла. Например, такая страна, как ЮАР, является подлинным экономическим гигантом. По показателю паритета покупательной способности, являющемуся одним из важнейших в экономических оценках, ЮАР имеет 12 тысяч долларов в год на душу населения. Это больше, чем в России.
– Какие направления экономических связей с Африкой наиболее важны для России?
– По ряду сырьевых ресурсов, остро недостающих в России, Африка является ведущим поставщиком на мировые рынки. На ее долю приходится 34% мировой добычи марганца, 50–70% – хромовых руд, кобальта – 37%, ванадия – 80%, бокситов – 15%, титана – 15% и т.д.
Для России весьма привлекательны рыбные ресурсы экономических зон стран Африки, прежде всего на юге и севере. В ближайшее время в этой сфере будут подписаны новые соглашения. Наконец, мы заинтересованы в продукции сельского хозяйства: фруктах, какао-бобах и другой.
Что касается экспорта российских товаров, то можно было бы наращивать поставки металлообрабатывающих станков, продукции металлургической промышленности. Россияне могли бы принять участие в сооружении железных дорог, гидроэлектростанций и других крупных объектов. Тот факт, что в Африке ныне летает около 700 вертолетов российского производства, свидетельствует о важной статье нашего экспорта.
Следует отметить, что общий объем торгово-экономических связей между Россией и странами Африки далеко не соответствует потенциальным возможностям. В частности, годовой товарооборот России со всеми африканскими странами оценивается в сравнительно низкую цифру – 3,5 миллиарда долларов. Необходимо предпринять энергичные усилия, чтобы поднять торговлю с этим континентом на уровень, удовлетворяющий потребностям нашей экономики.
– Насколько российский бизнес активен в Африке?
– В последние годы крупные компании принимают все более активное участие в борьбе за африканские источники сырья. Это РУСАЛ (бокситы в Гвинее, покупка акций алюминиевых заводов в Африке), «АЛРОСА» (алмазы в Анголе), «Ренова» (марганец в ЮАР), «Норильский никель», «ЛУКОЙЛ» и другие.
Именно крупные компании способны эффективно вкладывать свои средства в африканские страны и использовать их ресурсы. Труднее действовать в Африке средним и мелким компаниям.
На Африканском континенте трудно вести бизнес без твердой поддержки со стороны своего государства. Нужен и государственный орган, который мог бы координировать торгово-экономические связи и планировать их развитие на годы вперед. Такого органа у нас, к сожалению, нет.
КНР и Африка
Все высшие руководители КНР побывали в странах Африки. Нынешний председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Африку в 2004 и в 2006 гг. В 2005 г. Китай заменил Японию в качестве второго крупного импортера африканской нефти после США. Первым партнером Китая в этой сфере стал в 1997 г. Судан. Активное участие принимают китайские компании в эксплуатации нефтяных месторождений Чада, Ливии, Габона, Нигерии. В Африке трудятся 78 тыс. китайских рабочих и специалистов. Китайцы заняты в строительстве, в том числе в крупных общественных работах (дороги, стадионы, здания). С 2004 г. Китай финансирует строительство стадионов в Банги (ЦАР), Яунде (Камерун), плотины в Республике Конго.
В интересах активизации экономической деятельности КНР в Африке учрежден Форум китайско-африканского сотрудничества на министерском уровне. КНР имеет торговые отношения со всеми странами Африки, с 39 из них торговля носит активный характер. С 34 африканскими странами были подписаны соглашения о взаимной защите капиталовложений, с 14 – об избежании двойного налогообложения. Объем торговли КНР с Африкой в 2005 г. составил 37 млрд. долл., а инвестиции – 1,07 млрд. долл.
США и Африка
Для Вашингтона Африка – один из важнейших источников энергоресурсов. К 2015 г. каждый четвертый баррель импортируемой в страну нефти будет африканского происхождения. США также заинтересованы в импорте из Африки хрома и металлов платиновой группы, закупают медь, технические алмазы, слюду, цинк, свинец, титан, цирконий, уран, бокситы.
Если в 1993 г. инвестиции США в Африке составляли 5,5 млрд. долл., то в прошлом году они превысили 20 млрд. долл. Помощь США африканским странам достигла 1 млрд. долл. в год. В 2000 г. Конгресс США принял закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки. Решением Конгресса создан «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары». Американская администрация открыла в Африке три региональных центра содействия повышению конкурентоспособности товаров из африканских стран на рынках США и других стран мира.
Координацию действий американского частного бизнеса в Африке осуществляет Корпоративный совет по Африке со штаб-квартирой в Вашингтоне, созданный в 1992 г. Эта организация объединяет свыше 170 компаний, то есть 85% всех американских фирм, действующих в африканских странах. Финансовую поддержку американским экспортерам и инвесторам оказывают восемь федеральных министерств и ведомств, в том числе Минторг, Минсельхоз, Минтранс, Минэнерго, Эксимбанк и Агентство по торговле и развитию.
|