2006-09-06 13:48:10 Сегодня верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани обсудят ответ Тегерана на предложения «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) относительно иранской ядерной проблемы. Подготовка встречи окружена завесой секретности. Вчера утром австрийское информагентство АПА сообщило, что Солана и Лариджани, возможно, встретятся в Вене. Однако пресс-секретарь Хавьера Соланы г-жа Кристина Галлах в беседе с «Временем новостей» назвала эту информацию «необоснованной» и подчеркнула, что «процесс согласования времени и места переговоров продолжается». Она отметила, что Евросоюз «с большим позитивным настроением ожидает возможности выслушать иранскую сторону». По словам г-жи Галлах, иранский ответ представляет собой «очень обширный документ, и его положения заслуживают определенного прояснения».
Помощник президента России Игорь Шувалов вчера заметил, что пакет предложений «шестерки» был «сбалансированным и предоставлял иранцам определенный круг возможностей». Он отметил, что Иран является соседом России, и потому «по тактическим соображениям» Москва должна проявлять особую ответственность и осторожность при решении иранской проблемы. При этом г-н Шувалов признал, что в российской политике присутствует возможность для присоединения к антииранским санкциям. Другое дело, что эффект санкций «может быть вредным для нас». Помощник президента сказал, что считает "бессмысленным, если сейчас мы объявим о том, что присоединяемся к санкциям, а через год об этом пожалеем". По мнению г-на Шувалова, ни Россия, ни Запад не знают, «как правильно использовать кнут и пряник в отношении Ирана».
Мировое сообщество по-прежнему не имеет единого и ясного мнения о том, как дальше вести себя с Тегераном. Иранскую ядерную проблему решают сразу три международных института -- Совбез ООН, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и «шестерка». В начале июня Хавьер Солана доставил Али Лариджани предложения «шестерки», предусматривавшие оказание Ирану широкомасштабной технологической помощи в обмен на приостановку работ с ураном. После этого политики поддерживали телефонную связь и неоднократно встречались, но иранская сторона с ответом не спешила. И в конце июля Совбез ООН потребовал от Ирана в месячный срок приостановить обогащение и переработку урана под угрозой санкций.
Тегеран удостоил «шестерку» ответом 22 августа, дав понять, что приостановление обогащения в принципе возможно, но не как предварительное условие переговоров, а как их венец. Дипломаты приняли из рук Али Лариджани более чем 20-страничный документ и пообещали его тщательно изучить. Стало ясно, что ультиматум Совбеза ООН останется без ответа, что и подтвердил 31 августа в своем докладе гендиректор МАГАТЭ Мухаммад аль-Барадеи.
Чтобы перейти к обсуждению санкций, ведущие мировые державы должны будут признать ответ Тегерана «шестерке» неудовлетворительным, что похоронит переговорный процесс. Хавьер Солана уже заявил, что считает «неразумным» введение санкций против Ирана до тех пор, пока сохраняется возможность переговоров. На продолжении диалога настаивают Россия и Китай.
«Используя дипломатические методы, Иран умело создал нынешнюю запутанную ситуацию вокруг своего ядерного досье», -- отметила в беседе с «ВН» заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. По ее словам, «Иран -- одна из древнейших цивилизаций на земле, и она достигала успехов отнюдь не только в результате военных походов, но и на ниве дипломатии».
=======================================================
Учиться по заветам Хомейни
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал вчера иранское студенчество вернуться к радикализму 1980-х годов и активнее бороться за претворение в жизнь заветов лидера исламской революции 1979 года аятоллы Хомейни. «Сегодня студенты вправе подвергнуть жесткой критике своего президента за продолжающееся присутствие в университетах страны профессоров с либеральным и секуляризированным мышлением» -- с такими словами иранский лидер обратился в Тегеране к группе студенческих активистов по случаю национального Дня молодежи. По его словам, последние 150 лет образовательная система Ирана находилась под идейным влиянием секуляризации, чему пора положить конец.
Президент Ахмадинежад предупредил руководителей учебных заведений о необходимости «оставаться вне политики». Он дал понять, что правительство продолжит борьбу с проникновением вредных политических идей в сферу образования. Это может предвещать чистку вузов от либеральной и светской «заразы». Махмуд Ахмадинежад дал самую высокую оценку иранскому студенчеству, заявив, что такие «выдающиеся таланты и интеллекты» редко встретишь среди студентов в других частях мира.
|