2006-09-08 13:59:38 Подводя итоги своей африканской поездки, Владимир Путин заявил вчера, что «огромный морально-политический материал», который Советский Союз наработал в Африке и за который «много заплатил», должен быть трансформирован сегодняшней Россией в «прагматичные отношения в экономической сфере». И это «экономическая экспансия в хорошем смысле слова». Вчерашняя встреча президента России и короля Марокко Мухаммада VI состоялась в экономической столице страны Касабланке, куда президент России прибыл вечером в среду из южноафриканского Кейптауна. Первый в новейшей истории визит лидера России в Марокко продолжался всего несколько часов, но оказался весьма результативным.
В промежутке между беседой двух лидеров в тронном зале монаршего дворца и званым обедом, устроенным королем, состоялись переговоры с участием делегаций двух стран. По их итогам заключены девять соглашений, в том числе о сотрудничестве в сферах туризма, массовых коммуникаций, морского рыболовства, науки и культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта. Главы российского Внешэкономбанка и Банка внешней торговли Марокко подписали меморандум о взаимопонимании, министры юстиции -- конвенцию о передаче осужденных лиц. Соглашение о карантине растений укрепило правовые основы растущего экспорта марокканских сельхозпродуктов в Россию -- второго их импортера после Евросоюза. В 2005 году товарооборот между странами увеличился вдвое и составил около 1,5 млрд долларов.
По завершении переговоров президент России отметил «хорошие перспективы» в совместной добыче углеводородов и энергетике, в том числе и атомной. По его словам, «интересы России на рынке ядерного топлива ущемляются», а потому она «будет добиваться, чтобы отношения с партнерами в этой сфере отвечали ее интересам». Ранее несколько российских компаний сообщили о готовности в конце этого года участвовать в тендере на сооружение первой марокканской АЭС. Россия наращивает поставки в Марокко станков, оборудования, автомобилей и товаров химической промышленности. Тамошние военные живо интересуются российскими ракетными комплексами «Корнет» и «Тунгуска». Нарабатывали проекты не только президент и король, но и бизнесмены на двустороннем Деловом совете, первое заседание которого прошло вчера в Касабланке.
В политической части переговоров лидеров двух стран, еще в 2002 году признавших друг друга стратегическими партнерами, преобладали вопросы борьбы с терроризмом, возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке и укрепления безопасности в Средиземноморье. Довольно неожиданно зашла речь о проблеме Западной Сахары, весьма болезненной для Марокко. «Решение о принадлежности этой территории не принято, -- пояснил «Времени новостей» руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения РАН Анатолий Егорин. -- Марокко хочет дать импульс этой проблеме и заручиться поддержкой России как постоянного члена Совбеза ООН».
Обсуждалась на двустороннем саммите и тема налаживания межцивилизационного диалога -- одна из любимых у короля Мухаммада VI. Член его делегации министр информации Набиль Бен Абдалла заявил в этой связи, что «в СССР и России обучались и обучаются тысячи марокканских студентов, которые получают прекрасное образование и составляют часть политической, экономической и культурной элиты Марокко». По словам Анатолия Егорина, учебу марокканцев за рубежом оплачивают власти королевства, а «марокканская Ассоциация выпускников советских и российских вузов -- крупная и солидная организация, в которую входит не менее пяти членов правительства королевства».
|