Черногория устремилась в Европу |
| 2006-09-12 12:13:56 Правящая в Черногории левоцентристская коалиция во главе с премьер-министром Мило Джукановичем победила на воскресных парламентских выборах -- первых после провозглашения 3 июня независимости республики. Согласно объявленным вчера неофициальным данным, Демократическая партия социалистов и Социал-демократическая партия будут иметь в скупщине (парламенте) 41 депутатское место из 81.
Мило Джуканович в свои 44 года -- старожил на балканской политической сцене. Он впервые стал премьер-министром Черногории еще во времена единой СФРЮ в феврале 1991 года -- в возрасте 29 лет. Вчера глава правительства назвал нынешний успех своей коалиции «триумфом европейской политики Черногории». Представитель Еврокомиссии Олли Рен вчера же пообещал, что Евросоюз начнет в конце сентября переговоры о приеме Черногории в свои ряды, но одновременно призвал Подгорицу продолжать реформы, улучшать работу государственных органов и «укреплять верховенство закона». Международные наблюдатели нашли выборы «в целом соответствующими международным стандартам».
Джукановичу помог победить раскол сербского электората. За голоса составляющих 32% населения Черногории сербов боролись «Сербский список -- Андрия Мандич» и Социалистическая народная партия (СНП) Предрага Булатовича, в свое время поддерживавшая экс-лидера Сербии и Югославии Слободана Милошевича. Г-н Булатович не скрывал намерения в случае успеха добиваться повторного референдума о статусе Черногории, чтобы пересмотреть итоги плебисцита от 21 мая. Тогда более 55% участников высказались за выход Черногории из состава госсообщества с Сербией. Но, похоже, приверженность наследию покойного сербского лидера Слободана Милошевича повредила политической репутации СНП. Она получила 11 мандатов -- на один меньше, чем «Сербский список», и на 15 меньше, чем она имела в предыдущем составе скупщины. В итоге сербские партии не смогли объединить вокруг себя те 45% избирателей, которые проголосовали на референдуме за сохранение союза с Сербией.
Предварительные официальные результаты будут обнародованы сегодня. Учитывая, что одна из прошедших в парламент албанских партий («Демократический союз албанцев») ранее входила в правящее большинство, коалиция Мило Джукановича сможет сформировать правительство даже в том случае, если получит не 41, а 40 мандатов, что вчера предрекали некоторые наблюдатели.
Правда, и в рядах победителей зреют конфликты. Вчера глава миссии ОБСЕ Йорген Грюннет раскритиковал задержание в субботу в приграничном с Албанией селении Тузи группы этнических албанцев, среди которых были и партийные активисты. Спецслужбы обвинили их в подготовке серии терактов в день голосования. Ситуация в Тузи и других южных районах Черногории осложнилась после недавних призывов местных албанских лидеров к референдуму о расширении прав албанской общины.
Вне зависимости от состава будущего правительства Черногории «в самое ближайшее время придется столкнуться с огромными экономическими и политическими трудностями, которые усугубляются тем, что Подгорица не скрывает желания как можно быстрее вступить в ЕС и НАТО», отметила в беседе с «Временем новостей» руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН доктор исторических наук Елена Гуськова. Проблема в том, что «в самой Европе интеграционные процессы, и в частности расширение ЕС и НАТО на восток, в настоящее время приостановлены, и надеяться на их скорейшее возобновление не следует», -- полагает эксперт.
Кроме того, «сейчас во многих европейских организациях уже не столь выражена антисербская направленность. Поэтому Черногория может не дождаться таких огромных финансовых вливаний, как ранее», прогнозирует г-жа Гуськова. За период с 1991 по 2002 год только ЕС выделил Сербии и Черногории более 2,9 млрд евро. Формально деньги предназначались как Белграду, так и Подгорице; однако на деле они шли в основном в Черногорию, которая была фактически выведена за рамки антиюгославских санкций. Не случайно Мило Джуканович традиционно строил свою кампанию на необходимости освободиться от балласта в лице поссорившейся с западным сообществом Сербии.
Что же касается традиционно хороших российско-черногорских отношений, то они «в обозримом будущем такими и останутся, если только на территории Черногории не появятся военные базы НАТО», -- отметила эксперт. А это вполне вероятно. Еще год назад посол США в Белграде Майкл Полт назвал создание в Сербии и Черногории военной базы условием принятия тогда еще госсообщества СиЧ в программу НАТО «Партнерство во имя мира». После отделения от столь нелюбимой Западом Сербии шансы на создание натовской базы в Черногории заметно возросли. В качестве района ее возможного размещения называют порт Бар, где прежде была база ВМФ титовской Югославии.
|