Самый важный урок войны в Ливане |
| 2006-09-15 12:29:08 Генерал-майор армии Израиля Уди Адам, командующий Северным военным округом, на днях подал рапорт об увольнении начальнику генштаба генерал-лейтенанту Дану Халуцу. В ходе 34-дневной войны с ливанской «Хизбаллой» у Адама возникли серьезные разногласия с Халуцем. Это один из эпизодов подведения итогов конфликта. В израильском городе Герцлия только что завершила работу VI международная конференция по борьбе с терроризмом, на которой основное внимание было уделено войне в Ливане этим летом. Об этом газета «Время новостей» беседует с сотрудником Института по борьбе с терроризмом полковником военной разведки в отставке Эйтаном АЗАНИ. Он долго возглавлял ливанский отдел военной разведки Израиля, а сейчас является ведущим специалистом по изучению радикальных группировок, в частности ливанской «Хизбаллы».
- Израиль ведет переговоры с «Хизбаллой» о возвращении двух своих солдат, с похищения которых 12 июля началась война. Израиль нарушает свой принципы не вести переговоры с теми, кого считает террористами?
- Радикальные группировки понимают, что похищение солдат неизбежно приведет к переговорам и как следствие - к уступкам другой стороны. Поэтому, на мой взгляд, сам факт переговоров косвенно поощряет террор. Но Израиль вынужден вести переговоры, чтобы спасти жизни военнопленных. Он и раньше через посредников вел переговоры с «Хизбаллой». Для нее такие переговоры - лучшее, что можно придумать. В обмен на нескольких израильтян или даже их тел «Хизбалла» получает ливанских и палестинских заключенных, что укрепляет ее позиции.
- Получается замкнутый круг: государство не может не вести переговоры об обмене пленными. В то же время переговоры играют на руку террористам.
- Единственный способ выбраться из этой ловушки - провести в ответ на похищения крупномасштабную военную операцию против инфраструктуры террористов с тем, чтобы они поняли, что цена такого рода похищения для них слишком велика. А потом можно идти и на переговоры. Самый важный урок, который преподнесла экстремистам ливанская война, - это дважды подумать, прежде чем похищать военнослужащих Израиля. Уж больно высокую цену заплатил за это лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла. Он уже признал, что если бы знал, что Израиль так мощно ответит на похищение двух военнослужащих, то воздержался бы от этого шага.
- Израиль утверждает, что большая часть противотанковых ракет, использовавшихся «Хизбаллой», российского производства...
- Россия продает оружие Сирии - это факт. Сирия же поставляет российское оружие «Хизбалле», что также установлено. А ведь когда в 2005 году президент Владимир Путин посещал Израиль, он сказал, что нам нечего беспокоиться, так как Россия разработала механизм, не допускающий передачу проданного Сирии оружия террористам. Вся ответственность за использование «Хизбаллой» оружия российского производства против израильских солдат лежит на Путине.
- Позиции «Хизбаллы» укрепились в Ливане после войны?
- Сейчас «Хизбалла» загнана в угол. Ей нужно время, чтобы восстановить военный потенциал. Для этого необходимы деньги, но прежде всего возможность действовать, не опасаясь реакции правительства Ливана. Премьер Ливана Фуад ас-Синьора понимает, что в перспективе «Хизбалла» представляет опасность для страны. Если ас-Синьора продолжит настаивать на разоружении «Хизбаллы» и решит взять ситуацию на юге под свой полный контроль, то тогда он имеет все шансы стать вторым Харири (экс-премьер Ливана Рафик Харири был взорван в Бейруте в феврале 2005 года. - Ред.). В Ливане воцарится хаос, что на руку Насралле, в глазах которого этот премьер - ставленник США.
|