Россия государством не вышла |
| 2006-09-16 19:13:23 Согласно опубликованным на прошлой неделе трем исследованиям – Всемирного банка, IFC и Cato Institute – качество госуправления, деловой климат и степень экономической свободы в России ухудшаются до уровня африканских государств. Россия проделала путь от почти полного одобрения со стороны международных организаций своей экономической политики до обеспокоенности ею же всего за пять лет. Вчера на проходящем в Сингапуре ежегодном саммите Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) глава МВФ Родриго де Рато высказал обеспокоенность качеством управления экономикой в России.
Сразу три доклада влиятельных международных институтов на прошлой неделе содержат оценки, согласно которым ряд ключевых качественных показателей, относящихся к экономической политике в России, за последний год ухудшились. Доклады независимы друг от друга – Всемирный банк, IFC и Cato Institute часто придерживаются различных экономических взглядов. Опубликованный вчера обзор ВБ "Управление имеет значение-2006" сравнивает качество госуправления в 213 странах мира. В нем оценивается связь между качеством ключевых политических, общественных и государственных институтов и экономическими успехами различных стран. Исследователи утверждают, что, вопреки распространенным представлениям, в ряде стран, включая африканские, качество госуправления быстро растет, а в Ботсване и Эстонии уже выше, чем в Греции и Италии. Россия по большинству показателей отстает не только от развитых стран, но и от многих соседей по СНГ – Украины, Грузии и даже Молдавии (см. справку на стр. 2). Результаты ВБ оказались пессимистичнее, чем в опубликованном на днях их коллегами из Международной финансовой корпорации (IFC) другом исследовании, касающемся делового климата,– "Doing Business-2007". Как подчеркивает один из его авторов Симеон Дьянков, "Россия проигрывает другим большим развивающимся странам, особенно Китаю". Согласно же исследованию ВБ, по ряду показателей нам близки не только Киргизия и Монголия, но и, например, Албания и Центрально-Африканская Республика. Не менее пессимистичны и исследователи Института Катона (Cato Insitute) – в их ежегодном докладе об уровне экономической свободы, опубликованном на этой неделе, Россия занимает 102-е место из 130. Это место – следствие некоторого прогресса. Год назад РФ занимала 114-е место в рейтинге, соседствуя с Руандой. Проблемы с госуправлением в российской экономике вчера официально признал МВФ, еще пять лет назад почти не имевший к ней претензий. На пресс-конференции в Сингапуре глава МВФ Родриго де Рато заявил: "Смягчение российской бюджетной политики становится все более процикличным". Так экономисты называют ситуацию, когда госрасходы быстро растут вместе с ростом экономики – соответственно, их сокращение при спаде или замедлении может оказаться крайне болезненным. Господин де Рато пояснил, что МВФ уже предупреждал российские власти о "среднесрочной опасности" такой политики. Многие российские эксперты не верят западным исследованиям, им кажется, что ситуация в России куда лучше, чем выглядит в глазах иностранцев. Так, начальник лаборатории структурно-инвестиционной политики Института экономики переходного периода Ольга Изряднова уверена: "Качество экономической политики вряд ли стало хуже". Впрочем, экспертам ВБ, IFC, Cato обвинения в необъективности хорошо знакомы – в 2006 году публикация всех докладов сопровождается беспрецедентной открытостью данных и методологии, а также приложениями, содержащими ответы на наиболее распространенные претензии к исследователям. Так, один из соавторов доклада ВБ Аарт Краай подчеркивает, что хотя "качество управления с трудом подвергается измерению", исследователи "стремились дать полное представление о степени их неточности". Впрочем, сомневаются в справедливости оценок далеко не все. Например, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау говорит, что "ничего странного" в этом нет и добавляет: "Качество экономической политики находится в прямой зависимости от цен на нефть". В том, что ситуация в российской экономике далека от благополучия, уверены не только западные эксперты. Так, глава правительства Михаил Фрадков в минувший четверг на заседании правительства произнес незапланированную программную речь, смысл которой сводился к необходимости диверсификации экономики, роста инвестиций и более активной промышленной политики. Идеи господина Фрадкова, отметим, местами на удивление схожи с представлениями главы МВФ господина де Рато. Они оба говорят, что необходимо за счет использования энергоресурсов увеличить производство в других отраслях. Но различия идей двух экономистов сильнее сходства. Почти единственное, что сейчас реально может предложить экономике Михаил Фрадков,– расширение госрасходов и госинвестиций, а также "ручной" режим управления госвмешательством в отдельные сектора экономики. МВФ, напротив, предостерегает об опасности этого пути. Впрочем, не следовать рекомендациям МВФ России уже не мешает ничто – зависимость России от МВФ и ВБ снизилась практически до нуля.
Россия доросла до гондурасской и албанской свободы
Согласно докладу Всемирного банка, за три последних года в России более чем вдвое уменьшилась степень участия граждан в выборе правительства, а также степень свободы слова. Всемирный банк отмечает, что по этим показателям наша страна приблизилась к Алжиру, Либерии, Анголе, ОАЭ, Камбодже и Оману. В докладе анализируется еще несколько подобных показателей, которые отражают, как изменилась деятельность властей в 231 стране с 1996 по 2005 год. По оценкам банка, уровень политической стабильности в нашей стране в 2005 году ухудшился и стал практически равен показателям 1996 года, что ставит Россию в один ряд с Филиппинами, Македонией, Центрально-Африканской Республикой и Алжиром. При этом такой показатель, как эффективность бюрократической системы, в России, наоборот, улучшился почти вдвое по сравнению с уровнем 1996-2000 годов. Тем не менее Всемирный банк ставит по этому критерию Россию в один ряд с Угандой, Шри-Ланкой, Танзанией, Мали и Индонезией. В банке также оценивали "верховенство закона", подразумевая под этим деятельность правоохранительных органов и судов. За последние десять лет, говорится в докладе, этот показатель в России остается на стабильном уровне, то есть на уровне Перу, Пакистана, Нигера, Ирана и Индонезии. Наконец, с точки зрения контроля над коррупцией наша страна, по данным Всемирного банка, делает "постепенные шаги в сторону улучшения". Дела в этой отрасли у нас обстоят гораздо лучше, чем в 2000 году, или примерно так же, как в 1996 году, поясняет доклад. Что касается коррумпированности властных структур, то по итогам 2005 года Россия стоит в одном ряду с Танзанией, Вьетнамом, Непалом, Гондурасом и Албанией.
|