Нераспространение для «большой восьмерки» |
| 2006-09-25 19:56:23 Вопросам нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) в «большой восьмерке» традиционно уделяется повышенное внимание. Сегодня в сфере нераспространения ОМУ накопился целый ряд новых проблем и вызовов, требующих решений, для чего необходимо сотрудничество всех государств. Разумеется, работа должна строиться на основе международного права и национального законодательства, не препятствуя легитимному мирному сотрудничеству.
На саммите G8 в Си-Айленде в 2004 году был принят План действий в области нераспространения. В нем обозначен перечень первоочередных задач по укреплению существующих режимов нераспространения, повышению ядерной и радиационной безопасности и предотвращению угрозы попадания ОМУ и его компонентов в руки террористов. В его развитие в 2005 году в Глениглсе было одобрено Заявление по нераспространению.
В 2006 году Россия как председатель «восьмерки» выстраивает свою работу в этой сфере таким образом, чтобы обеспечить преемственность, а также вести дело к максимально широкой поддержке усилий G8.
На саммите в Санкт-Петербурге было принято Заявление по вопросам нераспространения, нацеленное на реализацию совместных подходов «большой восьмерки» на этом направлении. В целом итоги саммита свидетельствуют о заинтересованности стран G8 в продолжении активных и скоординированных усилий по реагированию на современные вызовы.
В фокусе внимания – проблемы универсализации и укрепления международных договоренностей в сфере нераспространения (Договор о нераспространении ядерного оружия – ДНЯО, Конвенции о запрещении химического и биологического оружия – КЗХО и КБТО, Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет), их безусловная имплементация.
В ходе саммита получила поддержку «восьмерки» выдвинутая накануне президентами России и США совместная Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, которая создает возможность для совместных действий всех заинтересованных стран на основе национальных усилий и призвана запустить конкретное сотрудничество по выполнению в первую очередь Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма, выработанной при ведущей роли России в 2005 г.
В текущем году «восьмерка» уделила значительное внимание развитию условий, которые способствовали бы соблюдению нераспространенческих норм. В ядерной области речь идет о разработке практических мер по обеспечению доступа странам, добросовестно соблюдающим свои обязательства, к благам мирного использования ядерной энергии.
На решение упомянутой задачи направлена выдвинутая президентом Владимиром Путиным инициатива по созданию инфраструктуры международных региональных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. В качестве первого шага Россия готова на базе одного из своих обогатительных комбинатов осуществить совместный проект международного центра по предоставлению услуг по обогащению урана (под гарантиями МАГАТЭ).
Эта инициатива находится в русле энергетической стратегии России. Инициатива развивает усилия МАГАТЭ и стран – поставщиков услуг по обогащению, направленные на создание международного режима гарантированных поставок ядерного топлива. Ее реализация позволит отработать все элементы создания и функционирования международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла и обеспечить развитие международного сотрудничества в области ядерной безопасности, включая подготовку и сертификацию специалистов для работы на АЭС. Реализация инициативы создаст политические и экономические условия для того, чтобы у неядерных государств не было стимулов стремиться к обладанию ядерными технологиями, чувствительными с точки зрения распространения ОМУ.
Подобную цель – развитие на многосторонней основе атомной энергетики при одновременном укреплении режима нераспространения – преследует и инициатива Джорджа Буша о Глобальном ядерно-энергетическом партнерстве, которая во многом созвучна российским подходам.
Немаловажным направлением в работе G8 является содействие выполнению всеми государствами положений резолюции 1540 Совета Безопасности ООН по нераспространению ОМУ, которая была принята 28 апреля 2004 г. и носит обязательный характер. Ее основная цель – создать на национальном уровне эффективные барьеры, предотвращающие попадание ОМУ и средств его доставки в руки негосударственных субъектов, в особенности террористов. Документ закладывает принципы и механизмы скоординированного противодействия «черным рынкам» в сфере ОМУ и относящимся к ним материалам.
В «восьмерке» предпринимаются совместные усилия, чтобы подтолкнуть те страны, которые не представили национальные доклады о выполнении резолюции 1540, представить их. Конечно же, выполнение положений резолюции должно сводиться не столько к оформлению отчетности, а быть развернутым процессом совершенствования нераспространенческих усилий. Это и оптимизация системы экспортного контроля, и адаптация законодательной базы к соответствующим международным стандартам, и обеспечение учета, сохранности и физической защиты, а также контроля над трансграничным перемещением материалов, относящихся к ОМУ и средствам его доставки, обеспечение сохранности опасных материалов и т.д.
«Восьмерка» продолжает усилия по укреплению контрольной деятельности МАГАТЭ. Особое внимание уделяется универсализации Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях как важнейшего инструмента повышения эффективности гарантийной деятельности МАГАТЭ по проверке соблюдения государствами своих обязательств по ДНЯО. В период нашего председательства мы продолжаем работу от имени G8 со странами, которые не присоединились к Дополнительному протоколу.
Не остаются без внимания вопросы бионераспространения. «Восьмерка» высказала поддержку дальнейшей работе по укреплению КБТО, а также успешному проведению в этом году VI Обзорной конференции этой Конвенции. Главная цель при этом – обеспечение строгого соблюдения всеми государствами своих обязательств по Конвенции, ее дальнейшее укрепление.
Отмечена необходимость продолжения поддержки усилий по полной реализации КЗХО, особенно в том, что касается уничтожения всех запасов отравляющих веществ в установленные сроки – к 29 апреля 2012 г.
Продолжается сотрудничество по реализации Глобального партнерства (ГП) – инициатива «восьмерки», в рамках которой партнеры намерены выделить до 20 млрд. долларов до 2012 года на проекты, первоначально в России, по направлениям сотрудничества, объявленным на саммите «восьмерки» в Кананаскисе (2002 г.) как приоритетные. Для России это – уничтожение химического оружия и утилизация списанных атомных подводных лодок (АПЛ). С момента запуска ГП в 2002 г. в Россию поступило содействие на химразоружение в объеме около 375 млн. долл., на утилизацию АПЛ – около 315 млн. долл.
Сама Россия также является одним из крупнейших доноров ГП и с 2002 г. потратила на химразоружение свыше 1 млрд. долл., на утилизацию АПЛ – более 220 млн. долл.
Задача нынешнего этапа – повышение эффективности использования содействия, предоставляемого странами-донорами для российских проектов, сокращение разрыва между объемами заявленных и реально выделенных на ГП средств. На саммите в Санкт-Петербурге были подтверждены финансовые обязательства партнеров, зафиксировано намерение и далее развивать сотрудничество в рамках ГП, главным образом по приоритетным для России направлениям.
|