На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Разменная монета



"Коммерсантъ"

2006-09-25 21:16:13

Не цель, а средство

В ставших вновь популярными рассуждениях о государственном суверенитете, как правило, упускается из виду, что суверенитет есть не более чем юридический статус конкретной общности в мировом сообществе. И гораздо рациональнее видеть в суверенитете не цель, а средство для достижения тех или иных целей.

Несмотря на неуклонное развитие общего правового пространства, нарастающую взаимозависимость государств и проницаемость их границ, государственный суверенитет отнюдь не теряет своей инструментальности. Государственный суверенитет как право есть свобода государства манипулировать своим суверенитетом (как "корзиной" прерогатив) в поисках формулы совместимости целей в нескольких сферах.

В сфере безопасности юридический суверенитет в результате изживания войны как "продолжения политики другими средствами" превратился из объекта защиты в гарант от угрозы извне. Впрочем, внешняя угроза безопасности ныне исходит скорее не от других государств, а от агентуры, не считающейся ни с какими конвенциями (терроризм, частные армии, торговцы оружием). Речь теперь больше идет о безопасности не государства, а его граждан. Международный терроризм не угрожает суверенитету. Но возрастает значение суверенитета как ресурса, которым можно и нужно манипулировать для обеспечения безопасности граждан.

Суверенное право допускает полную самодостаточность, то есть изоляцию от внешнего мира. Такой выбор не исключен, но должен опираться на очень сильные ценностно-моральные основания, требует высокой степени единства общества и колоссальной целеустремленности (политической воли). Во всех других случаях суверенитет инструментален, коль скоро дает право на участие в межгосударственных, надгосударственных институтах и практиках.

Экономическое государство Преобладающий ныне тип государства озабочен прежде всего своей экономической эффективностью в мировом хозяйстве. Коротко говоря, система требует установки на обогащение. Превращение экономического процветания в ведущую сферу политики самоопределения сказывается и на других сферах.

В сфере безопасности это ведет к переопределению самой этой сферы. Военная безопасность теряет значение. Зато каждое государство в условиях глубокого международного разделения труда может лишиться базовых ресурсов жизнеобеспечения. Это надо как-то компенсировать. В сфере самобытности могут иметь место серьезные конституционные последствия. Ведь политическое устройство теперь становится фактически организационной структурой предприятия. В каждом отдельном случае может оказаться экономически эффективной самая причудливая организационная структура (политический строй). Поэтому конституционное разнообразие, вероятно, будет возрастать.

В сфере самодостаточности государство фактически лишается свободы выбора. Процветание без включенности в обменные потоки невозможно. На первый взгляд это совершенно обесценивает юридический суверенитет. Но это – опасное заблуждение, происходящее от привычки обыденного политического сознания, склонного к национализму, отождествлять суверенитет с автаркией.

В сфере консолидации юридический суверенитет государства, ориентированного на экономическое процветание, подвергается серьезному испытанию. В целом ориентация государства на экономический успех требует экономической либерализации и конституционной децентрализации, что трудносовместимо с сохранением целостности. Ориентируясь на выполнение экономических задач, государство вынуждено манипулировать и своими техническими прерогативами в роли высшей администрации общества. Оно выбирает себе прерогативы, разделяет их с партнерами, делегирует их или отдает в подряд.
Эволюция суверенитета У государства нет "естественных" функций, поскольку само государство – это конструкт. Прерогативы суверенного государства переменны. Такие классические прерогативы государства, как поддержание военного потенциала и охрана территории (границ), почти потеряли значение.

К середине ХХ века казалось, что, национализируя производственные фонды, государство тем самым "развертывает" существо своего суверенитета. Теперь это выглядит архаикой. Государству как управителю общественного интереса труднее расстаться с прерогативой распорядителя бюджета и вэлфера (социального обеспечения). Но и эта его прерогатива не вечна. Сравнительно недавно функцией суверенного государства стало макроэкономическое регулирование. Но содержание этой прерогативы (набор ее компонентов) меняется.

Превращение государства в "экономического агента" – это очень глубокая метаморфоза. Она чревата серьезными последствиями для структуры и конфигурации мирового сообщества. Во-первых, ставится под вопрос нынешняя монополия государства на юридическую субъектность в системе международных отношений. Во-вторых, возникнет вопрос о жизнеспособности существующих ныне государств. И обостряется проблема их оптимального размера.

Строго говоря, если конкретное государство не может реализовать свой суверенитет как ресурс, то в принципе оно должно быть ликвидировано. Это предполагает как дробление на более мелкие части, так и укрупнение существующих государств. Сейчас преобладает первая тенденция – мультипликация суверенитетов. Но сама она генерирует контртенденции.

Ведь если государства – это агенты на мировом рынке, то возможны как малые фирмы, так и крупные. Это означает, что крупные государства не совсем обречены. Их конкурентоспособность на мировых рынках труднее совместима с их целостностью. Но если они предпочтут (по каким бы то ни было "экзистенциальным" соображениям включая простую историческую инерцию или соображения престижа) использовать свой суверенитет, чтобы сохранить целостность и не стать при этом убыточными предприятиями, они должны этим суверенитетом манипулировать очень творчески, комбинируя децентрализацию с реинтеграцией на новых основаниях.

Важный прецедент новообразований – Евросоюз. ЕС больше всего напоминает картельный конгломерат государств, фирм, государств-фирм, субнаций и субнаций-фирм, сосуществующих и конкурирующих под одной крышей. Но и нынешние крупные государства (США, Россия, Китай, Индия) должны стать и уже становятся похожи на геополитические картели-конгломераты.
Государственный суверенитет не растворяется в процессе глобализации. Он меняет свое содержание и операциональность и выступает теперь как ресурс. Глобализация расширяет возможности манипулирования суверенитетом. Но одновременно предъявляет новые профессиональные требования к политическому классу и бюрократии – новые по содержанию и более высокие.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100